Брат Вахиндра мечтает о буддийской Эстонии

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Карл Михайлович Тыниссон изучает буддийские сутры.
Карл Михайлович Тыниссон изучает буддийские сутры. Фото: wikimedia.com

У этого человека было множество имен. В Эстонии его звали Каарел Аугуст Тыниссон и Карл Тыниссон, в России – Карл Михайлович Тыниссон, в Латвии – Карлис Теннисонс, ну а сам он именовал себя не иначе, как «брат Вахиндра».

Ошибкой было бы думать, что родившийся 140 лет назад Карл Тыниссон, имея столько имен, был шпионом. Напротив, его призванием, как выяснилось, было монашество, причем буддийское. И хотя родина от Тыниссона отвернулась как от опасного проповедника, буддисты почитают Вахиндру как святого.

Бароны, князья и цесаревич

Когда будущий бхикшу (монах) Вахиндра, достойный член сангхи (буддийской общины), несущий, как и положено тому, кто подвизается на пути бодхисаттвы, освобождение от цепей сансары десяти тысячам живых существ, родился 20 августа 1873 года то ли на забытом богом хуторе Одратсе в Пыльтсамаа, то ли в Латвии на берегу реки Паала, никто и предположить не мог, что из него вырастет первый эстонский буддист. Правда, тут нужно отметить, что отец будущего святого был не каким-нибудь темным крестьянином, но весьма известным этнографом со связями в высочайших кругах.

Путь к Будде начался для Карла в 1892 году и пролег через Россию: поступив в Санкт-Петербургский университет на факультет философии, Тыниссон во время учебы жил в доме своего друга, князя Эспера Эсперовича Ухтомского, русского буддиста. Этот князь, чей род шел аж от Рюриковичей, был колоритнейшей личностью и, кроме прочего, дружил с цесаревичем, будущим императором Николаем II, поскольку в 1891-1892 годах сопровождал его в поездке на Восток на крейсере «Память Азова». Впрочем, отец Тыниссона Михкель (Михаил) тоже знал цесаревича лично. В доме Ухтомских Тыниссон свел знакомство и с интересовавшимся Востоком остзейским бароном Романом Унгерном фон Штернбергом, который тридцать лет спустя попытается восстановить империю Чингисхана и основать в Сибири военно-буддийскую теократию.

Но Карла Тыниссона политика пока что не волновала. В 1893 году он под влиянием Ухтомского отправился в Бурятию изучать местный буддизм – и, что называется, пропал. Вернувшись, Карл сделался членом питерской сангхи, к тому моменту насчитывавшей несколько десятков человек (в основном калмыков, селившихся на Петербургской, ныне Петроградской, стороне). Религия, объявляющая конечной целью любого живого существа просветление и освобождение от бесконечной череды реинкарнаций, обусловленных кармическими долгами, увлекла Тыниссона не на шутку. В 1900 году он путешествует по Камчатке, Бурятии, Монголии и Китаю – не исключено, что отчасти и как разведчик; спустя несколько лет в похожую «этнографическую» экспедицию по Китаю отправился еще один остзейский барон, Карл Густав фон Маннергейм, будущий президент Финляндии.

Буддист на мировой войне

В 1905 году Тыниссон добрался до Внутренней Монголии, Каракорума и Урги; тогда же бурятский лама Агван Лобсан Доржиев, строивший в Петербурге первый буддийский дацан, познакомил Карла с Далай-ламой. Через год Тыниссон осел на время в монгольском монастыре и познакомился с другим крупным буддийским политиком – Джа-ламой. В итоге Карл, он же Вахиндра, стал последователем южных школ буддизма, которые принято было называть хинаянскими. Издавна буддизм делится на две большие школы, точнее, гроздья школ: махаяна и хинаяна, «большая» и «малая колесница». Махаяна полагает, что просветления могут достичь все и каждый, а хинаяна ограничивает число таких людей монахами-аскетами.

От изучения буддизма первый эстонский хинаянец живо переходит к миссионерству, правда, проповедует не на малой родине, а на большой – в Оренбурге, Самаре, Саратове, Астрахани. В 1909 году он издает первую книгу (на русском языке) – «Ученье о том, как человек станет бессмертным». Три года спустя в Тарту выходит сборник стихов Тыниссона. Тут в его жизнь входит политика – в форме войны. В 1914 году Тыниссона призывают в армию, и он сопровождает ближайшего друга и ученика Олега Константиновича Романова, сына великого князя Константина Константиновича (он же поэт К.Р.). В одном из первых сражений мировой войны князь императорской крови Олег, проявив исключительное мужество, был смертельно ранен близ деревни Пильвишки; брат Вахиндра семь верст нес его на спине за линию фронта. Служил Тыниссон в качестве буддийского капеллана, что не помешало ему в 1915 году участвовать во взятии крепости Пшемысль, да так храбро, что Карла наградили Георгиевским крестом.

Выйдя в отставку, Тыниссон дождался официального открытия Петроградского дацана (10 августа 1915 года), после чего уехал в Тибет, где организовал длившуюся двое суток молитвенную медитацию 10 тысяч лам «за Эстонию и Латвию». Через пять лет Тыниссон возвращается в большевистский Петроград и становится настоятелем дацана. Осознав, что Советская Россия для буддизма потеряна, он обращает взор на Эстонию.

Мечта о Пан-Балтонии

Если Вахиндра думал, что вернуться на родину будет легко, он ошибался: консульство ЭР сразу отказало Тыниссону в визе. Эстонские власти опасались того, что Вахиндра начнет проповедовать здесь буддизм и тот составит конкуренцию лютеранству. Но нет такого лома, против которого не было бы приема, особенно буддийского. Тыниссон обошел препятствие легко и изящно: взял гражданство Латвии, превратившись в Карлиса Теннисонса, и в 1923 году уехал из Петрограда в Латвию.

«Босоногий Тыниссон», как стали называть его в Эстонии, быстро прославился благодаря экзотической внешности, не менее экзотическому поведению и беспрестанной проповеди буддизма, на которую власть вынуждена была закрывать глаза. Он издал три книги на эстонском и одну на латышском, нашел в национальных прибалтийских эпосах немало параллелей с учением Будды Гаутамы и шокировал верующих обывателей тем, что открыто защищал дарвиновскую теорию эволюции. В 1926 году Вахиндра участвовал в организованном спортивным обществом «Калев» тартуском марафоне и занял третье место. В 1927 году, в последний раз съездив в Ленинград и попрощавшись с Агваном Доржиевым, Тыниссон поселяется в Эстонии. Здесь он публикует свой труд «Будущее светское государство Пан-Балтония», в которой излагает мечту о единой прибалтийской державе, где все живут в мире и согласии. Сторонникам национального государства буддийский космополитизм был глубоко чужд, так что учение брата Вахиндры в Эстонии не прижилось.

В 1931 году Карл Тыниссон вместе с соратником Фридрихом Вольдемаром Лустигом, он же Ашин Ананда, уезжают из Эстонии сначала в Европу, а потом в Азию в надежде достичь Тибета, несколько лет живут в Китае, потом перебираются в Таиланд, где активно выступают в прессе против прояпонских настроений местного правительства, чреватых вступлением в мировую войну на стороне агрессора. В 1949 году эстонские монахи настолько надоедают таиландским властям, что Тыниссона и Лустигу высылают в Бирму. Именно там престарелый брат Вахиндра доживает свой век. В 1956 году он в последний раз встречается с бурятскими ламами, изгнанными из СССР, на всемирном буддийском соборе в Катманду, столице Непальского королевства.

Карл Тыниссон, он же Карлис Теннисонс, он же Вахиндра, умер в Бирме 9 мая 1962 года и был провозглашен бодхисаттвой (фактически – святым). Кто-то вспомнил, что в год, когда брат Вахиндра появился на свет на далеком эстонском хуторе, на другой стороне земли, в городе Панадура, что на Шри-Ланке, состоялся знаменитый диспут монаха Гунананды с христианским миссионером Давидом де Сильвой. В этом споре миссионер потерпел поражение, после чего Гунананда возродил на Шри-Ланке древнюю хинаянскую традицию, частью которой и стал впоследствии Карл Тыниссон. Пути Будды неисповедимы. Ом мани падме хум!

Комментарии
Copy
Наверх