Дмитрий Астрахан: В СССР можно было гордиться собой

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Для Дмитрия Астрахана главное – попасть в нерв сегодняшнего дня.
Для Дмитрия Астрахана главное – попасть в нерв сегодняшнего дня. Фото: Фото: Тоомас Хуйк

Творческий девиз Дмитрия Астрахана – делать кино для всех, а не для избранных, и это ему удается: начиная с драмы «Изыди!» (1991) и комедийных мелодрам «Ты у меня одна» (1993) и «Все будет хорошо!» (1995), почти каждый фильм режиссера становится событием, пишет еженедельник «День за Днем».

До того, как Астрахан начал снимать кино, он работал режиссером в театре ВМФ СССР, стажировался у Товстоногова, бился с актерами разных театров, чтобы те подчинялись его режиссерской воле («режиссер купается либо в своей крови, либо в крови актеров, третьего не дано!»). В Эстонии Астрахан оказался в качестве именно актера – в телесериале «Параллельная жизнь», съемки которого проходили под Раквере, он сыграл финансового советника главного героя.

 «Когда я только начал работать в кино и снял ленту Изыди!, это получилось как-то сразу так удачно, что стало ясно – кинематограф займет некую часть моей жизни, – рассказывает Астрахан. – Дальше все произошло опять-таки спонтанно. Отделаться от кино я не мог, наоборот, мне хотелось этим заниматься... 1990-е были для меня временем перемен. Я понимал, что страна меняется, и связывал с этими изменениями всякого рода надежды. Мне было интересно, я жил полной творческой жизнью, был абсолютно востребован. Я знаю, что людям тогда было очень тяжело, но лично у меня никогда не возникало желания, например, уехать из страны. В 1990-е я очень активно работал, так что в целом эти годы были для меня счастливые».

Знаменитым Астранаха сделал его второй фильм – «Ты у меня одна». «Его и хвалили, и ругали... Многие понять не могли, как к этому фильму относиться. Все те критики, которые тогда фильм ругали, сейчас его хвалят. Это был для меня важный опыт: я понял, что всерьез относиться к критике не нужно – ни к хвале, ни к хуле. Меня всегда ругали главным образом потому, что я не укладываюсь в некий стандарт. Все фильмы, которые мы делали со сценаристом Олегом Даниловым, сделаны вне стандарта, у них свое лицо, яркий взгляд, особенный почерк – непривычный. Анализировать, как это сделано, критики не хотят. Как кто-то написал после премьеры Ты у меня одна: критики выходили с сеанса, стыдливо вытирали слезы и говорили, что это не искусство, совсем не искусство, – и рыдали!..»

В фильме должна быть идея – и идея позитивная, созидательная, считает режиссер. «Заканчиваться лента может совершенно ужасно, скажем, в Изыди! все герои гибнут, но я считаю, что это хеппи-энд, потому что они поднялись и пошли навстречу смерти. В Деточках”, моем самом новом фильме, герои тоже, видимо, гибнут. Это фильм-предупреждение: когда дети достают ножи, ты понимаешь, что да, они встали на защиту добра, но это ужасный ужас – и не дай бог что-то такое начнется в нашем мире. Если дети начнут наводить порядок, это будет катастрофа, и взрослым надо бы об этом задуматься. Мессидж тут простой... И так в каждом кино. В Контракте со смертью очень мрачный финал, мы видим, как люди голосуют за то, чтобы других людей начали резать на органы, колебание от за к против очень мало. Мы говорим: товарищи, задумайтесь, достойны ли мы, люди, называться людьми? Но этот ужас опять же рождает стремление быть лучше, не быть таким, как герои».

Интервью с Дмитрием Астраханом читайте в еженедельнике «День за Днем» от 20 сентября. Подписаться на газету можно по телефону 666 2503 или при помощи кнопки «Закажи газету» в верхнем правом углу сайта www.dzd.ee.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх