Специалист по походке на листе бумаги

Елена Скульская
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Pепро

Пока литературные формалисты всех рафинированных мастей уходят от опротивевшей реальности в сторону безвоздушных конструкций, где действие происходит в НИГДЕ и героем является НИКТО, гламурные писатели на освободившейся эстетической площадке успешно создают биороботов, которые тоже действуют в НИГДЕ, но зато у этого НИГДЕ есть манящие названия — светская элита, тусовка, Рублевка…

В новом автобиографическом романе «Ты!», вышедшем в серии «Гламур PROVOCATIVE», популярная светская дива Анна Андрианова пишет: «… я мечтала о том, что психологи, стилисты и имиджмейкеры одновременно могут сотворить чудо, могут создать новую модель человека с идеальным внешним и внутренним обликом. Такого человека, который в первую очередь будет нравиться себе и сможет многого достичь в жизни благодаря этой уверенности в себе, чувству достоинства, красоте, индивидуальному стилю…»

Анна — маркиза ангелов

Почему этот пассаж так раздражает? В конце концов, и Чехов хотел, чтобы в человеке все было прекрасно. Правда, мы всегда обрываем его доктора Астрова на полуслове.

Вот что он говорит на самом деле: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она (Елена Андреевна. — Е.С.) прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует нас своей красотой — и больше ничего». И Снежная Королева в сказке Андерсена создавала свое ледяное великолепие по безупречным лекалам, и Кай с осколком зеркала в груди складывал слово «Вечность», и было красиво…

Умные цитаты

Значит, раздражает то, что эта красота только «ест, спит, гуляет», но, с другой стороны, разве у красоты есть какие-то обязательства перед нами, например, обязательство делать какое-то дело?

Во внутренних монологах героини романа «Ты!» практически нет ни одной фразы, которая не отсылала бы читателя к какому-нибудь Модному дому: «Моя косметичка пополнилась лосьоном Chanel… Набор Рафа я щедро решила пополнить кремом Clinique… И, конечно же, он приехал оценить эпатажность моего шикарного гламурного белья Nina Ricci…»

Пытаюсь себе представить искренних и жадных читательниц Андриановой: вероятно, они выписывают названия фирм, чтобы не ошибиться при переходе из Золушек в Принцессы; вдруг Принц посватается внезапно, а ты вместо Нина Риччи напялишь на себя трусы Армани и, презрительно фыркнув, наследник трона даже и не подумает их снимать.

Впрочем, иногда автор романа, сказавшая, как уверяет аннотация, новое слово в литературе, вспоминает, что она не на дефиле, а за письменным столом, и тогда в романе робко возникают (чаще перевранные) цитаты из иных сфер жизни. Так, у Льва Озерова есть знаменитые стихи:

Пренебрегая словесами

Нас убеждает жизнь опять –Талантам надо помогать, Бездарности пробьются сами.

Анна Андрианова приписывает эту цитату Майе Плисецкой, переводит ее в прозу и, закавычив, преподносит в таком виде «Нужно поддерживать таланты. Бездарности пробьются сами».

Конечно, мне можно возразить. «Стиль — это человек», — сказал Бюффон, а многие думают, что Стендаль, и на Стендаля чаще всего и ссылаются. Ну и какая разница? Гений берет там, где хочет, и присваивает себе все, что пожелает. Но разница все-таки есть.

В поисках географии

Герои романа постоянно что-то покупают, испытывая от этого острое наслаждение. Наступает момент, когда оте­чественная торговая сеть исчерпывает себя, и тогда персонажи отправляются за покупками в Париж.

Где-то они слышали, что вообще-то в Париже есть музеи, архитектурные и прочие достопримечательности, но зачем обманывать себя, зачем мучить традиционной программой обывателя, грезящего примитивным Лувром, когда можно остановиться в дорогом отеле прямо на улице дамского счастья — в непосредственной близости от магазинов тех марок, которые я вам перечисляла.

И вновь мы узнаем о приталенном бежевом пиджачке с красными цветами, о еще одном пиджачке с лисьим воротником, и Париж кажется скучной барахолкой.

Конечно, какие-то легкие колебания гла­мурной глади происходят: один любовник сменяет другого, одна машина меняется на дру­гую, не все благополучно бывает в салоне, где героиня обучает клиенток правильной походке, и я догадываюсь , что именно такой жизнью хотели бы жить многие и многие красивые современные девушки. Они и читают эти книги. И их спутники читают. Потому что им важно не только жить этой жизнью, но и узнавать ее подробное описание в романах, — как бы оставаться в веках, в литературе, в ис­кусстве. А как же иначе? Ведь они герои нашего времени…

Книга

Анна Андрианова «Ты!»

Издательский Дом «Нева»

Санкт-Петербург, Москва, 2007

Комментарии
Copy
Наверх