Антигерои и антиценности художника Яана Тоомика

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Марина Пушкарь

Персональная выс­тавка видеохудожника Яана Тоомика в KUMU воспитывает зрителя «от противного», пробуждая желание стать лучше не на положительных примерах, а на его неприятии противоестественности.

Творчество Яана Тоомика (родился в 1961 году) хорошо известно за пределами Эстонии, его высоко оценила как российская, так и западная художественная критика. Однако на родине художник выставляется не так часто.

На языке символов

Знаковая работа Тоомика «Отец и сын», в которой он в обнаженном виде медитативно ездит на коньках по бескрайнему ледяному полю, была показана на недавнем вернисаже «Накоп­ленные кризисы» и вызвала неоднозначную реакцию.

Очень часто бывает так, что современное искусство без проводника-искусствоведа и пояснений самого автора понять очень трудно.

Как сказала искусствовед Карин Тайдре, современное искусство существует в обсуждении. Чтобы понять, почему автор назвал свою выставку «Причастие», смело замахнувшись на христианские ценности совсем не христианскими методами, она организовала встречу между автором, куратором и посетителями выставки.

«Я не верующий в общепринятом смысле, — сказал на встрече Тоомик, — и считаю, что до людей, живущих в христианской парадигме, легче всего достучаться посредством привычного и знакомого им языка символов».

По его словам, он часто снимает видео в терапев­тических целях, решая собс­твенные экзистенциальные проблемы.

Куратор выставки и большой ценитель твор­чества художника Ханно Соанс говорил о том, что искусству Тоомика всегда была присуща некоторая религиозность, смешанная с интенсивной экспрессивностью, а среди его средств выразительности много телесного и бытового.

Начинал Тоомик как живописец, и некоторые его полотна, в основном автопортретного характера, можно увидеть на этой выставке.

По словам Карин Тайдре, на протяжении тысячелетий люди считали, что главная задача искусства — искать идеал и воспевать красоту, но «сегодня искусству все это надоело, и оно обратилось к тому, что вокруг».

«Современный человек привык к интенсивному потоку информации, он способен просмотреть тысячу картинок в минуту, но при этом не увидеть их. Поэтому художники вынуждены «кричать» всеми доступными им способами, чтобы на них обратили внимание, чтобы около их произведений остановились и задумались», — сказала Тайдре.

Зеркальный эффект

Итак, Тоомик обращает на себя внимание «низкими идеалами». Его герои вызывающе некрасивы, иногда алогичны, аморальны и противоестественны. Мысль о том, чтобы подражать их действиям, для большинства людей отвратительна и неприемлема. Однако их противоестественность является зеркальным эффектом реальности.

Например, не только в видео Тоомика, но и в жизни мужчины порой не оставляют женщинам возможности исполнить свое главное предназначение на земле — родить детей — либо все делают так, что лучше бы не начинали. Или, например, в документальной съемке Тоомика проповедник в религиозном экстазе возвещает скорое пришествие, не замечая, что рядом с ним конкретный человек нуждается в реальной и немедленной помощи.

Еще одно постановочное видео «Харе Кристмас» говорит о том, что иногда религиозные течения вырождаются в декоративные и коммерческие объединения.

Музейная работница строго-настрого запретила делать скриншоты с видео Яана Тоомика. Чтобы увидеть их, нужно прийти на эту особенную выставку, где нет гармонии и красоты.

Выставка

Персональная выставка

Яана Тоомика «Причастие»

8 марта — 20 мая

Большой выставочный зал KUMU

Комментарии
Copy
Наверх