Мнение: Ветераны ждут и надеются

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

В октябре исполнился год, как Страсбургский суд по правам человека принял на рассмотрение 47 исков проживающих в Эстонии военных пенсионеров по поводу лишения их трудовых пенсий по старости за стаж, выработанный после ухода в отставку.

Пенсии оформлены в соответствии с эстонским Законом о государственном пенсионном страховании от 5 декабря 2001 года, когда пенсионер достиг возраста 63 лет и имеет трудовой стаж не менее 15 лет. В течение 4 месяцев, с января по апрель 2006 года, пенсионеры получали пенсии по старости, а с 1 мая 2006 года выплаты были прекращены со ссылкой на пятую статью «Соглашения между ЭР и РФ по вопросам социальных гарантий пенсионерам Вооруженных сил РФ на территории ЭР»: «Военным пенсионерам, которые приобрели право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством ЭР, могут по их желанию назначаться и выплачиваться пенсии соответствующими органами ЭР, за счет ее средств. При этом выплата пенсий, ранее назначенных РФ, приостанавливается на период выплаты пенсий органами ЭР и наоборот». Единственная недоработка авторов Соглашения, что в пятой статье перед каждым словом «пенсия» не стоит прилагательное «военная».

Это Соглашение касается только военных пенсий. Военные пенсионеры не служили в Силах обороны Эстонии и на ее военную пенсию не претендуют, а пенсию по старости заработали после ухода в отставку. Но эстонский Департамент социального страхования пенсии по старости тоже искусственно увязал с пятой статьей, приравняв их к военным российским, и прекратил их выплаты. А речь идет совершенно о разных пенсиях из бюджетов разных государств: военная получена от России за годы службы в армии, а пенсия по старости заработана в Эстонии после ухода в отставку. В период работы пенсионеры добросовестно платили налоги.

16 октября 2007 года вступило в силу Соглашение между Россией и Эстонией о взаимном зачете трудового стажа, по которому пенсии начисляются по месту жительства и по закону страны проживания, а трудовой стаж складывается за годы работы в этих странах. В этом Соглашении есть статья 8, которая гласит, что «данное Соглашение не касается военных пенсионеров, их пенсионное обеспечение гарантировано Соглашением от 26 июля 1994 года». Это еще раз убедительно подчеркивает, что в первом Соглашении речь шла только о военных пенсиях, но эстонская сторона остается при своем мнении. А между тем военные пенсионеры Латвии и Литвы трудовые пенсии по старости получают от своих государств наряду с военными пенсиями от России еще с прошлого столетия.

Поэтому 47 отставников, пройдя все судебные инстанции в Эстонии и получив отрицательный ответ, в октябре 2008 года обратились в международный суд в Страсбурге. Суд затребовал от правительства Эстонии информацию о причинах задержки выплат. В сентябре прошлого года Правительство Эстонии представило свою точку зрения. Аргументы были больше политическими, чем юридическими: пусть отставники откажутся от российской военной пенсии, и вообще они служили в оккупационной армии и действовали во вред Эстонии, а Эстония позволила российским военным пенсионерам остаться на своей территории, хотя это было во вред ее интересам...

Но сегодняшние руководители Эстонии забыли, что это Соглашение шло в одном пакете с договором о выводе российских войск. Тогда переговоры едва не зашли в тупик, и только трезвый подход президентов Эстонии и России позволил разрубить этот узел. Удивляет легкость, с которой представители эстонского государства обращаются с понятиями «оккупант» и «оккупация». Сегодняшние военные пенсионеры тогда выполняли свой долг по защите своего государства, частью которого тогда была и Эстония, и место службы не выбирали. Называть сегодня оккупантами людей без оружия, законно находящихся в Эстонии, мягко говоря, некорректно. Очень кстати прозвучал призыв президента Латвии Валдуса Затлерса прекратить использовать слово «оккупант» в адрес русскоязычных жителей страны.

С 7 по 10 декабря в Таллинне прошла встреча экспертов Эстонии и России по проекту договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения. Особо рассматривалась пресловутая статья 5. Представитель России предложил убрать из статьи последнее предложение. В этом случае всё встает на свои места. Эта поправка эстонскими экспертами принята и будет включена в новый договор. На сегодняшний день экспертам осталось обсудить два вопроса: порядок зачета трудового стажа за работу в бывшем СССР и порядок обеспечения пенсиями лиц без гражданства.

Десять лет длится тяжба стариков с государством за законно заработанную пенсию, и только сейчас появилась реальная надежда на благоприятный исход дела, если не по решению международного суда, то после вступления в силу нового договора между Эстонией и Россией. В среднем пенсия будет небольшой, около 2500 крон, но при сегодняшнем росте квартплаты, цен на лекарства и медицинское обслуживание эти скромные деньги будут далеко не лишними.

Мы стоим накануне 65-летия победы Советской армии, антигитлеровской коалиции и всего прогрессивного человечества над фашистской Германией во Второй мировой войне. И самым гуманным и политически оправданным шагом со стороны эстонского правительства было бы дать пенсионерам возможность уже сейчас получать честно заработанную пенсию по старости. Это был бы лучший подарок ветеранам в преддверии этой знаменательной даты.

Правление Таллиннского союза ветеранов войны и военной службы поздравляет всех ветеранов с годовщиной Великой Победы. Желаем крепкого здоровья, большого семейного счастья и благополучия. Пусть всегда над вами будет мирное небо. Терпения вам и надежды, дорогие ветераны!

Г. ЗНОЕВ Пресс-секретарь Таллиннского союза ветеранов войны и военной службы

Copy

Ключевые слова

Наверх