Все появившиеся во время бума рабочие места исчезли

Андрус Карнау
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Pm

Как показали результаты исследования Центробанка, уже в третьем квартале прошлого года в Эстонии количество рабочих мест было меньше ровно на столько, сколько их было создано за четыре года бума экономики.



В последнем исследовании по вопросам рабочей силы эксперт отдела финансовой политики Банка Эстонии Наталья Вийлманн пишет, что в третьем квартале прошлого года количество работающих людей достигло уровня 2003-2005-х годов. Выходит, что за время кризиса исчезли все рабочие места, которые удалось создать за годы экономического бума.



В первую очередь количество рабочих мест сократилось в сферах строительства и недвижимости, а также в промышленности. Торговлю характеризует скорее замораживание процесса создания новых рабочих мест, чем массовые увольнения. Вновь стало быстро расти число людей, работающих за границей, — согласно данным Центробанка, в конце прошлого года за рубежом трудились 22 000 эстоноземельцев.



Гибкая система

В третьем квартале 2009 года количество безработных в Эстонии превысило рубеж 100 000 человек, безработица и сейчас продолжает расти, правда, намного медленнее, чем, например, весной прошлого года.



Эксперт Центробанка по вопросам зарплат Тайри Рыым в этом же исследовании отмечает, что при сокращении расходов эстонские предприниматели предпочитают урезать расходы на рабочую силу, сохраняя другие статьи расходов.



Согласно результатам международных исследований, в Европе к середине 2009 года зарплаты понизили лишь три процента предприятий, а в Эстонии — 44 процента. По словам Рыым, на то есть две причины. Во-первых, у нас экономический кризис оказался более серьезным, во-вторых, у нас меньше коллективных договоров и наши работники более беззащитны, чем их европейские коллеги.



«С июля 2009 года, когда вступил в действие новый Закон о трудовом договоре, организация трудовых отношений у нас стала самой гибкой, — отмечает Рыым. — В условиях резкого сокращения спроса гибкая организация системы зарплат помогла предотвратить худшее.



Если бы у предприятий не было возможности понижать зарплаты, то спад уровня трудовой занятости в 2009 году был бы более значительным». По данным Центробанка, в Эстонии доля надбавок к зарплате была больше, чем в Европе, и для сокращения расходов предприятия в первую очередь урезали именно надбавки.



Согласно статистике, к середине 2009 года зарплаты урезали лишь четыре крупные фирмы из десяти. В то же время ради сокращения расходов многие лишили работников их традиционных бонусов, начиная от денежных премий и заканчивая летними днями фирмы.



Когда спрос на продукцию предприятий восстановится, те люди, которым удалось сохранить свои рабочие места, смогут вновь рассчитывать на повышение зарплаты, невзирая на армию безработных, выстроившихся за дверями фирмы.



 Дело в том, что предприятия не хотят брать на работу безработных, поскольку восстановление их квалификации требует затрат.



Как правило, трудовая занятость восстанавливается за три-четыре года после начала экономического роста. В своем исследовании Банк Эстонии цитирует банк Mor­gan Stanley, по мнению которого, после нынешнего кризиса рост трудовой занятости начнется через более длительный период.


Пример Германии


Чтобы уберечь своих работников, многие предприятия ввели частичное рабочее время, и когда спрос вновь начнет расти, в первую очередь увеличится рабочее время, и лишь потом начнут появляться новые рабочие места. Некоторые страны финансируют подобную организацию труда из госбюджета — например, Германия поддержала два миллиона рабочих мест с частичной занятостью.



«С одной стороны, такие меры позволяют держать рост безработицы под контролем, но с другой стороны, считается, что более агрессивное сокращение рабочих мест в будущем позволит людям быстрее вернуться на рынок труда», — отметила Вийлманн.


МНЕНИЕ

Эдгар Сависаар,
председатель Центристской партии, мэр Таллинна

Если посмотреть, какие меры принимают страны Европы, то самыми распространенными являются, во-первых, решения в налоговой политике (например, снижение подоходного налога и налога с оборота для предприятий), во-вторых, увеличение инвестиций в общественный сектор (например, для поддержания работоспособности транспортных систем; больше денег выделяется и самоуп­равлениям), в-третьих, прямое субсидирование малых и средних предприятий, а также стратегических секторов экономики, в-четвертых, увеличение сумм, выделяемых на социальную сферу (например, на детские и прожиточные пособия), в-пятых, регуляционные изменения (например, продление периода выплаты пособия по безработице и откладывание уплаты налогов для малых предприятий).

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх