Без границ. Украина: там, на богатых селах

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Юлия Тимошенко на первой гала-пресс-конференции для всеукраинских СМИ после ее отставки с поста лидера объединенной демократической оппозиции.
Юлия Тимошенко на первой гала-пресс-конференции для всеукраинских СМИ после ее отставки с поста лидера объединенной демократической оппозиции. Фото: Тарас Бурнос

Итак, пришла пора сообщить, что Украина больше не будет радовать европейского обывателя, уставшего от серых размеренных будней. Выборы и назначения окончены, и страна – этот вечный политическо-социальный бурлеск – вдруг превратилась в унылую постсоветскую республику.

Еще вчера здесь раскручивался маховик истории, и многим было не до свиного гриппа, наводнений и землетрясений в Чили и на Гаити. По привычке, выработанной в 2004 году, во времена оранжевой революции, многие хотели – но не смогли – поддаться общественной панике: никак не получалось по-настоящему приобщиться к высокой политике на баррикадах истории. С марлевыми повязками на лицах – еще куда ни шло, но под глыбами льда, неожиданно падающими с крыш украинской столицы на головы, повинные в выборе президента, – увольте.

Президентом стал Виктор Янукович, и впервые после оранжевой революции политическое будущее Украины показалось серым, скучным и неинтересным. И – надо добавить – спокойным. Почему? «Та, что выносила Украину из кризиса на руках» (дословная цитата из Юлии Тимошенко) в последнее время, похоже, не знает, что говорить, что делать и что предлагать своим сторонникам.

«Ее действия после проигрыша президентских выборов были удивительно неконкретными, неэффективными и каким-то растерянными… По моему убеждению, она после этих выборов „сгорела“: психологически, а не политически», – так охарактеризовал в интервью украинскому информационному агентству УНИАН поведение Тимошенко политический эксперт из Польши Анджей Шептицкий.

Впервые с момента провозглашения независимости в 1991 году Украина выходит на новый виток истории без намека на эффективную жизнедеятельность оппозиции. Хоть ее и сформировали под предводительством Юлии Тимошенко, сама бывший премьер-министр отказалась возглавить новое оппозиционное правительство. Можно любить или не любить пани Юлию, но выглядеть растерянной на фоне победы команды Партии регионов – недопустимо для политика такого ранга.

Сказать, что украинцы ждут от нее боя – ничего не сказать: он необходим как воздух. Тимошенко – единственная, кто может создать противовес победившей «команде донецких». Автор далек от того, чтобы воспевать Западную Украину, но, побывав многократно на Донбассе, может сказать: и в Закарпатье, и в Крыму, и на Черниговщине, и даже на Тернопольщине, где прочно окопался националист Тягнибок, можно спорить с простым людом о преимуществе одних политиков над другими. Вблизи донецких угольных терриконов эти споры почему-то ведутся лишь в контексте «либо мы – либо никто».

Хотя каждый, кто не смог выгодно продаться новой парламентской коалиции, теперь не прочь возглавить оппозицию. Это и Арсений Яценюк, и некоторые представители фракции «Наша Украина – Народная самооборона» (НУ-НС), которая объединяет восемь партий-карликов. Естественно, что и лидер ультра-националистов Олег Тягнибок тоже заявляет, что сформировал единственно возможную демократическую коалицию. Зато народный депутат от блока НУ-НС Давид Жвания, кум экс-президента Ющенко, все еще питает надежды войти в новую коалицию.

«Консультации продолжаются с целью усиления коалиции благодаря вхождению в нее нашей фракции, где есть как сторонники, так и противники такого решения», – сказал он в эфире одного из телеканалов. А еще пять лет назад Жвания был одним из самых оранжевых и одним из пяти «полевых командиров Майдана». На фоне этой чехарды бывших сторонников светлого будущего Украины в Евросоюзе, невнятная артикуляция Тимошенко вызывает сильные подозрения в том, что она не знает, что делать.

«Я хотела бы предложить на должность премьер-министра оппозиционного правительства народного депутата Сергея Соболева», – сказала Тимошенко на заседании фракции имени себя. Если спросить ветерана оранжевой революции, кто такой Соболев, наверное, есть шанс, что он что-то вспомнит. Но прохожий на улице – скорее всего, никогда не вспомнит. Таблоидные украинские политики они и в Эстонии на слуху. А все другие – это кто?

Сама новая власть пока никак особенно себя не проявила. Разве что вице-премьер Сергей Тигипко призвал граждан не расслабляться, а потерпеть пару годков. «Если мы хотим жить лучше, мы должны делать то, что делала Восточная Европа. Та, которая уже практически вся вошла в ЕС… Надо проводить реформы и терпеть: год, два, три... А после этого будем жить лучше. Если не мы, то наши дети», – сказал он в телепрограмме «Свобода слова». Вам не кажется, что все это мы уже когда-то проходили?

Но, похоже, время раздирающих страну скандалов и дрязг кануло в Лету. «Конфликта между президентом и правительством не возникнет. Пост премьер-министра занял человек, не имеющий президентских амбиций. Даже присутствие в правительстве достаточно одиозных личностей типа Дмитрия Табачника не сильно вредит, а кое в чем даже помогает: они вызывают на себя всю критику оппозиции, отвлекая внимание от действий власти в других сферах», – сказал «ДД» украинский политический эксперт Сергей Васильченко. Он считает, что противодействие оппозиции нынешней власти достаточно слабо потому, что в самой оппозиционной среде продолжается борьба за лидерство. Выражаясь спортивным языком, на данный момент Партия регионов полностью контролирует мяч на украинском поле. И вопросы о том, насколько легитимно назначение правительства и формирование коалиции в парламенте, не повлияют на политическую обстановку в стране.

«А нынешней власти снижение активности граждан играет на руку. В этом есть и „заслуга“ Запада: рекомендации, которые давали политики и эксперты из стран развитой демократии без учета особенностей Украины», – говорит эксперт.

Президент избран всего лишь 48,95% проголосовавших во втором туре. Но и выбирать по сути было не из кого. Пресловутые «социальные лифты», которые поднимают умных и толковых людей с самых низов на управленческие позиции, давно напоминают обычные лифты в украинских панельных девятиэтажках: в них мочатся, их поджигают, а иногда они просто падают.

В украинском фольклоре есть такое выражение – «на богатых селах». Его употребляют, когда имеют в виду, что, если что-то хорошее есть или будет, то не здесь, а где-то «там». Стоит ли верить в новую Украину с ее новым руководством, покажет время. Однако пока что ни победившие, ни проигравшие не сделали ничего такого, что вселяет веру в счастливое будущее Украины.

Copy

Ключевые слова

Наверх