Перспективы и страхи человеческого потенциала

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Премьер-министр по-прежнему живет на другой планете.
Премьер-министр по-прежнему живет на другой планете. Фото: Урмас Немвалтс, Postimees

Очередной отчет о развитии человеческого потенциала в Эстонии - серьезный документ, требующий детального анализа. За короткое время с момента его публикации его можно оценить лишь в общем или растаскать по цитатам, что мы и наблюдаем. Один лишь Андрус Ансип оказался способен менее, чем за полдня, прочитать и осмыслить 180-страничный научный текст и высказаться о его содержании.

В силу объемности отчета, который составляется в Эстонии с 1995 года, серьезное и полное его исследование, к сожалению, постоянно остается за рамками общественного обсуждения и практически не попадает в СМИ. Хочется верить, что социологи этим занимаются - поскольку одно дело констатировать факты и пытаться апостериори проследить тенденции, другое дело - сделать выводы и на основе их дать советы, к которым, хорошо, если бы прислушались. Оставим это на совести социологов и политиков и попробуем проследить нечто иное.

Давайте взглянем на все эти отчеты во временном разрезе. Даже если не сильно углубляться в их содержание, представляется интересным выбор основных тем. Итак, первый отчет, составленный в 1995 году, начинался с главы о постсоветском развитии страны. В значительной части именно в этом ключе рассматривались все остальные темы - от образования (тогда, кстати, две трети получали его на эстонском, треть на русском) до гендерных различий. Проблема бедности тоже была актуальна, однако ей посвящена предпоследняя глава.

В следующем году глава о безработице вышла на третье место, а об образовании сказано во второй главе. И это показательно, поскольку тема напрямую связана с лейтмотивом следующих 10 лет развития Эстонии - интеграцией, под разными ее названиями. В течение этих лет, судя по отчетам, социологов в первую очередь занимала именно проблема связности общества и сохранения при этом национальной идентичности.

Все кончилось в 2007-м. По сути дела, весь отчет тогда был посвящен гражданскому обществу и интеграции и пришлось констатировать, что за 15 лет успехов в этом направлении добиться не удалось и был месяц апрель.

А потом было и вовсе не до этого. Уже в 2008 году стало заметно снижение качества жизни в Эстонии - что и отражено в названии глав отчета за этот год. И ничего удивительного, что в самом последнем документе на первое место вышел кризис.

Таким образом, на основании отчетов о развитии человеческого потенциала Эстонии видно, что страна пережила три главных этапа: постсоветские боли, интеграционные потуги и экономический крах. Причем, если постсоветские боли в какой-то мере рассосались сами (не у всех, правда), то на взаимную интеграцию, воссоединение общества пришлось махнуть рукой - кое-где проехавшись катком по идентичности трети населения государства. Ну а кризис - он лишь обострил все имевшиеся противоречия. Остальные темы второстепенны.

Да, еще один примечательный момент. Означенный отчет ни разу не переводился на русский язык, по крайней мере, такие документы недоступны. Зато есть официальные переводы на английский. Учитывая, что этот документ, хоть и востребован ООН, представляет огромный интерес именно внутри страны, хочется спросить: о чем это говорит?

И ужасом веет от названия последней главы последнего отчета: "Перспективы и страхи Эстонии".

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх