Чтобы несколько тысяч любителей театра смогли увидеть лучшие российские спектакли в рамках фестиваля «Золотая Маска» в Эстонии», приходится искать не только деньги. Сложность представляет и поиск подходящей сцены.
Эстония ждет «Золотую Маску»
Бюджет фестиваля «Золотая Маска» в Эстонии» делится эстонской и российской сторонами пополам. В этом году предварительная смета составляет 282 тысячи евро (4,14 млн крон): Москва оплачивает проезд, провоз декораций и гонорар одного спектакля.
Все остальное лежит на эстонской стороне — гостиница, суточные (по 50 долларов в день), трансфер, представительский транспорт, открытие-закрытие фестиваля, перевод пьес, синхронный перевод спектаклей и др.
«Мы возим не антрепризы, в которых участвуют по семь человек. Например, со спектаклем «Дядя Ваня» Римаса Туминаса приедут 52 человека, 31 — с «Русским вареньем» Анджея Бубеня, а с балетом Бориса Эйфмана — и вовсе 55, каждый из них в среднем находится в Эстонии по три дня», — рассказывает организатор и координатор фестиваля Светлана Янчек.
Зависит от дотаций
По словам Янчек, показывать спектакль один раз просто нецелесообразно хотя бы потому, что его увидит слишком мало людей: в зале обычно 700 мест, 200 гостей приходят по пригласительным. «Поэтому мы решили показывать спектакли два раза, и в этом случае гонорар за спектакль придется оплачивать самим», — отметила она.
Всего в продажу поступят 4750 билетов. При этом надо удержать стоимость билетов в пределах разумного — московские театральные цены наших людей вряд ли устроят.
«Цена на билет должна быть разумной, — считает Янчек. — На «Рассказы Шукшина» у нас билеты стоили от 190 крон, в зале была маленькая VIP-зона с билетами по 800 крон, билет же в Театр наций стоит 5000 рублей!»
Получается, что крупные театры едут в Эстонию уж точно не для заработка, они больше получают в Москве, Петербурге или в своих городах. «Такой мотивации у театров действительно нет, разве только участие в зарубежных проектах «Золотой Маски», — отметила Янчек.
Проведение любого фестиваля, по ее словам, зависит от дотаций. До последнего года самым большим помощником фестиваля был город Таллинн — он выделял на фестиваль миллион крон. В этом году сумма городских вливаний сократилась пока наполовину. Часть денег на «Золотую Маску» дают Минкульт (в этом году больше, чем в предыдущем) и фонд Kultuurkapital, а также впервые — компания ЕМТ.
Но кризис сказался на спонсорстве не самым лучшим образом, и существенной помощи от частного капитала фестиваль не получает.
«Иногда говорят, что помощь нам — это большие деньги. Я могу привести в пример такой факт: в этом году один из театров предложил нам аренду своей сцены за 90 000 крон в сутки плюс налог с оборота, объяснив это концом недели: мол, пятница, суббота и воскресенье — самые доходные дни.
А для показа спектакля нужны монтировочные дни и дни показа. Надо добирать реквизит, ставить свет, звук, мы заказываем перевод пьес и синхронный перевод спектаклей, что делает постановку дороже», — рассказывает организатор фестиваля.
Есть у «Золотой Маски» театры-партнеры, которые сдают площадки дешевле, но меньше 100 000 крон аренда большого зала для двух показов и монтировочных дней не стоит, по словам Янчек, никогда.
«Конечно, можно привозить спектакли поменьше и подешевле, но мы убеждены, что публика ждет от нас другого», — считает она.
Еще одна проблема фестиваля — так называемая коробка сцены, сопоставимая с московскими. В Таллинне такая сцена есть только в Национальной опере «Эстония» — оперные дома всегда строились с наибольшим размахом.
В остальных же случаях речь идет о небольших сценах и небольшом количестве мест в зале. А устроителям надо показывать спектакли в оригинальном, домашнем объеме и сделать так, чтобы их посмотрело максимальное количество зрителей.
Даже Концертный зал Nokia в качестве театральной площадки не очень подходит. Хороший зал, по словам Янчек, в Центре русской культуры — там 800 мест. Сам зал отремонтирован, но оборудование сценической площадки очень скудное.
Вообще, самые большие сценические площадки в Эстонии сравнимы лишь с малыми сценами театров Москвы и Санкт-Петербурга. Спектакли больших театров, которые требуют масштабных декораций, привезти в Эстонию трудно, а порой и невозможно.
Так, например, эстонские зрители остались без мюзикла «Шербургские зонтики» театра «Карамболь» — после технического визита представителей театра на прошлой неделе выяснилось, что постановка не «встает» ни на одну сцену.
Пришлось подыскивать для показа другую постановку, выбор пал на спектакль «Павлик — мой бог» театра им. Йозефа Бойса и студии «Первое кино». То, что сделали режиссер Евгений Григорьев и драматург Нина Беленицкая, безусловно, нельзя сравнить с мюзиклом Василия Бархатова. Но этот пронзительный, честный и эмоциональный спектакль о мифе про Павлика Морозова получил в Москве очень хорошие отзывы.
«К тому же он адресован молодежной аудитории и близок молодежной культуре по содержанию и эстетике. А для фестиваля присутствие новой генерации театральной публики очень важно», — считает Светлана Янчек.
Особая миссия фестиваля — налаживание контактов и обмен идеями между театральной общественностью России и Эстонии. Поэтому студенты, готовящиеся стать актерами, режиссеры, артисты балета идут на спектакли фестиваля или бесплатно, или со значительной скидкой.
Параллельно всегда проходят мастер-классы, лекции, встречи со знаменитостями. В этом году планируется встреча с Римасом Туминасом, Анджеем Бубенем, зрители спектакля «Павлик — мой бог» смогут пообщаться с автором пьесы, режиссером и актерами.
«Золотая Маска» в Эстонии» в 2010 году
· «Русское варенье». Анджей Бубень, Театр сатиры, Санкт-Петербург
· «Дядя Ваня». Римас Туминас, театр им. Вахтангова, Москва
· «Маленький принц». Большой театр кукол, Санкт-Петербург
· «Ленинградка». Театр-студия «КУБ», Санкт-Петербург
· «Братья Карамазовы». Балет Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург
· «Павлик — мой бог». Евгений Григорьев, театр им. Йозефа Бойса и студия «Первое кино», Москва
Театральный фестиваль «Золотая Маска» в Эстонии» пройдет этой осенью уже в шестой раз.