Большинство жителей Ласнамяэ традиционно выбрали центристов

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Пеэтер Ланговитс

В Таллинне Центристская партия получила 52,67% голосов избирателей.

Показатели участия избирателей в прошедших муниципальных выборах не особо впечатляют — около 58% по Эстонии, чуть больше 63% по Таллинну.

Однако в основной день голосования, 20 октября, на столичных избирательных участках было так многолюдно, что, казалось, явка будет рекордной. При этом около четверти избирателей уже воспользовались возможностью электронного и предварительного голосования.

Особенно оживленно на участках было в первой половине дня, хотя не пустовали они и вечером, вплоть до самого закрытия в 20.00.

Люди приходили целыми семьями, с детьми, внуками и даже с собаками. Были среди голосующих и люди с ограниченными возможностями, в том числе на инвалидных колясках. Они имели право проголосовать на дому, но то ли не знали о такой возможности, то ли хотели ощутить приподнятую атмосферу, царившую в день выборов.

С праздничком!

А она действительно была праздничной. Некоторые так прямо и приветствовали друг друга: «Ну, с праздничком!»

Чтобы получить бюллетень, приходилось постоять в очереди. На участке №39 в Лаагнаской гимназии некоторые избиратели недоумевали: почему одна сотрудница комиссии, выдающая бюллетени, обслуживает избирателей, фамилии которых начинаются на семь букв алфавита, и к ней выстроилась внушительная очередь, а другая, у которой только три буквы, скучает без дела? Им объясняли, что никто здесь не скучает, и члены комиссии делили между собой не буквы алфавита, а более-менее равномерно списки избирателей.

Некоторым приходилось даже два раза отстоять в очереди, как это было на избирательном участке №36 в Ласнамяэской гимназии. Несмотря на неоднократные просьбы членов комиссии быть внимательнее, занимая очередь, находились и такие, кто вставал в ближайшую ко входу, и только отстояв очередь до конца, выяснял, что бюллетень следует получать в другом месте.

Одна женщина и вовсе ушла разочарованной — у нее был временный вид на жительство. «Извините, пожалуйста, но голосовать могут только лица с постоянным видом», — объяснила ей член комиссии.

В кабинку тоже не всегда сразу можно было попасть, тем более, что некоторые избиратели задерживались там надолго. Когда в кабинку зашли сразу двое избирателей, пожилые супруги, член комиссии отреагировала моментально: отдернула занавеску и попросила кого-нибудь одного выйти, объяснив, что находиться вдвоем в кабинке запрещено законом.

Кто-то попытался защитить пожилую пару: а если человек плохо видит? Пресекшая нарушение Вероника Кутс объяснила, что в таком случае можно попросить о помощи члена комиссии. «Мы не оказываем давления на избирателя, только помогаем, номер кандидата в бюллетень человек вписывает сам», — заверила она.

На пожарной машине

Завершающий этап процедуры — отдать сложенный бюллетень члену комиссии, чтобы он поставил штамп, и собственноручно опустить в урну. Некоторые, наоборот, разворачивали бюллетень, думая, что штамп надо ставить внутри.

«Вписывай номер аккуратно, а то я вот сделал исправление, пришлось новый бюллетень брать», — посоветовал мужчина приятелю. Оказалось, что тот сюда просто так заглянул, а проголосовал давно уже, через Интернет. «Ну и зря, — осудил его товарищ. — Эти электронные выборы — сплошной мухлеж!»

Около полудня во двор гимназии въехала пожарная машина. Где-то возгорание? Из машины вышел пожарный и неторопливо направился к входу, достал ID-карточку — значит, голосовать приехал. Пока молодой человек голосовал, его коллеги курили у машины. Всю команду развозят по избирательным участкам? Однако вступать в разговоры пожарные не захотели.

Не все избиратели пожелали сказать, за кого они проголосовали. «Секрет», «Мое личное дело», «За того, кто победит», «Жене скажу, а вам — нет» — такие были ответы.

Впрочем, судя по разговорам и репликам вокруг, предпочтения ласнамяэских избирателей были очевидны. «Ну что, теперь отметим это дело? — оживленно говорили в компании избирателей, направлявшейся на выход. — Выпьем, свечку зажжем за здравие Эдгара, не зря же он нам спички раздавал со своим порт­ретом…»

Да и имя-фамилию самого популярного кандидата не обязательно было называть, чтобы понять, о ком идет речь: «Ты за кого?» — «Так ясное дело». — «А какой у него номер?»

Впрочем, один мужчина на этот же вопрос ответил: «За Марта Лаара!» Однако бывший лидер партии IRL на этих выборах вроде не баллотируется. «Да я шучу! Я всем так говорю, юмор у меня такой», — пояснил пенсионер Анатолий Чихирников, на самом деле пришедший проголосовать за цент­ристов и персонально за Сависаара.

За тех, кого бьют

«Работал я на фабрике резиновых изделий, и сейчас постоянно вызывают, если какие-то проблемы с элект­рооборудованием, молодых-то им не найти», — рассказал Анатолий. «К тому же он не пьет и не курит», — похвалила его жена Зинаида, тоже сторонница центристов.

Убежденным сторонником центристов назвал себя и Хельдур Кару, бывший начальник уголовного розыска, при этом, по его словам, принципиально беспартийный человек. «Это действительно работающая партия, делающая для людей конкретные дела, — объяснил он свой выбор. — Кроме того, их постоянно бьют. И кто? Те, кто сами не работают. А я всегда, еще с тех пор, как работал в уголовном розыске, был на стороне тех, кого бьют несправедливо».

Хельдур Кару добавил, что нет партий и людей без недостатков, центристы и Сависаар — не исключение. «Но кто им мораль читает? Кросс, что ли? Постыдился бы вообще выдвигать свою кандидатуру! — считает Кару. — Его же Интерпол разыскивает! По подозрению в пиратстве! Если он не виноват, то поехал бы в Россию, где его обвиняют, и опроверг обвинения».

За центристов же проголосовал и бывший коллега Кару, в прошлом сотрудник милиции и полиции, а ныне руководитель Эстонского союза кикбоксинга Сергей Козлов. Он сам имеет опыт работы в Таллиннском горсобрании, был избран еще на первых после восстановления независимости Эстонии местных выборах в 1993 году, когда два т.н. «русских» списка произвели фурор, получив в горсобрании 27 мест из 64. «До 1999 года состоял в горсобрании, но когда начались разброд и шатания среди русских политиков, стало скучно, и теперь в политике участвую только как избиратель», — рассказал Козлов.

Избирательница Ирина Моисеева подробно рассказала, почему она голосует за цент­ристов: муниципальное жилье, бесплатный транспорт, детские площадки и т.д. А ее муж Арво пришел сюда просто за компанию с супругой, голосовать он не собирался. «Нет среди кандидатов ни персоны, ни политической силы, которая меня устраивает», — пояснил Арво. «Четырнадцать лет мы вместе, и у нас стабильно — я голосую за центристов, муж не голосует ни за кого», — добавила Ирина.

Избиратель, назвавшийся Андреем, проголосовал, как он признался, за персону — Льва Толстого, хотя понятия не имеет, что это за человек. (Преподаватель Лев Толстой баллотировался по спис­ку соцдемов и получил 52 голоса. — Ред.)

«Недавно как раз «Войну и мир» читал, а тут такой кандидат, правда, последним в спис­ке социал-демократов поставили, — пояснил свой выбор избиратель. — Но ведь голос все равно попадет в копилку социал-демократов, верно?

А я против них ничего не имею. Наоборот, даже хотел бы, чтобы они в союзе с цент­ристами правили городом. Тогда это позволило бы парт­нерам контролировать друг друга, принимать решения на основе консенсуса, исключило бы соблазн путать городской кошелек с партийным. Если же центристы опять получат единоличную власть, а оппозицию даже замечать не захотят, то будет очень грустно».

Ненадолго заглянула на участок старейшина Ласнамяэ Ольга Иванова. Видимо, осталась довольна активностью избирателей. Хотя среди жителей района мнения о втором номере ласнамяэского списка центристов высказывались и не совсем комплиментарные.

«Хотела проголосовать за Иванову, но передумала», — поделилась одна из женщин, стоявших во дворе гимназии. «За Иванову? Ни за что! При Кландорфе у нас в Ласнамяэ было больше порядка и чистоты», — ответила другая. (Ольга Иванова набрала 2450 голосов. — Ред.).

Не успел проголосовать

В Ласнамяэской управе находился избирательный участок №33. Здесь среди других жителей района проголосовал руководитель Русского молодежного театра (VNT) Александр Пуо­лакайнен. Его выбор — тоже партия центристов. «Точнее, я против остальных», — пояснил Александр, всегда охотно рассказывающий о премьерах и новостях своего театра, но рассуждать на тему дня явно не расположенный.

В начале девятого вечера к избирательному участку в Ласнамяэской гимназии приближалась женщина с синим ящиком в руках: это член комиссии, которая обслуживала избирателей на дому. «Четыре с половиной часа ходила из дома в дом, не первый раз этим занимаюсь, но никогда так много вызовов не было, — сказала женщина, не захотевшая назвать своего имени. — И обслужила бы еще больше, но многие почему-то не открывали дверь, хотя, естественно, мы идем к тем, кто сам об этом просит».

У нее зазвонил телефон, кто-то еще захотел проголосовать. «Нет, не могу, после восьми не имею право, — объяснила женщина. — Все, выборы закончены».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх