Cообщи

Андрей Анисимов: единая и неделимая

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Андрей Анисимов, 
писатель
Андрей Анисимов, писатель Фото: SCANPIX

Судя по высказываниям создателей концепции единого учебника истории России, их будущий учебник призван воспитать молодых россиян, не открывая им трудных страниц в истории державы и, по возможности, никого не обижая. Но история не продажная девка и не может нравиться всем, и новое поколение имеет право знать свою историю без купюр, полагает писатель Андрей Анисимов.

После сирийской партии и громкого международного скандала, связанного с американской прослушкой, казалось, что Кремлю остается только пить шампанское и умильно наблюдать за делом рук своих. И как не радоваться: Владимир Путин крепко отомстил Бараку Обаме за список Магнитского, да и вообще показал, кто сегодня в мировом доме больше смахивает на хозяина. Естественно, нынче Россия не сверхдержава, зато рядом верный друг Китай. И мало кто в России пока думает, какую цену Поднебесная со временем запросит за свою дружбу со славянским братом.

Но это еще далеко, а пока Путин герой. Тем более, что этот факт косвенно признал и противник, отдав во влиятельном американском журнале Forbes пальму первенства российскому президенту. И надо заметить, вполне оправданно. Поскольку американский президент уже в начале второго срока расписался не только в беспомощности внешнеполитических усилий, но и запутался в отношениях с собственными законодателями. Чего нельзя сказать о Владимире Владимировиче, у которого Сенат глубоко в кармане его сюртука.

Но несмотря на все свои подвиги и их международное признание, хозяину Кремля не до шампанского. Если за пределами своей вотчины он и показал себя молодцом, в ее пределах подобного не произошло. Оказалось, что в России то самое послушное и консервативное большинство, на которое он сделал ставку, вовсе не пребывает в верноподданическом экстазе, а затаилось в злобном ожидании. И ожидание это то там, то тут прорывается наружу в виде погромов и мародерства.

Совсем недавно подобное действо совершили жители московского района Бирюлева, якобы в ответ на убийство русского парня выходцем из Азербайджана. На первый взгляд, акция носила признаки межнациональных разборок, поскольку тема приезжих гастарбайтеров для большинства москвичей является болезненной. И гнев бирюлевцев вполне оправдан. Но тут не все сходится.

Почему-то погромщики не ограничились овощной базой, где кучкуются иноземцы, а разбивали витрины и грабили универмаги. Причем задержанных обвинили только в хулиганстве, что куда безобиднее по уголовной статье, чем статья «уличные беспорядки», в которых обвиняют «протестантов» с Болотной площади. Там ни один из стражей порядка с увечьями в больницу не попал.

Если даже допустить, что в бирюлевском погроме некий нацио­нальный фактор имел место, то чем оправдать побоище в Ярославле? Это случилось два дня назад во время футбольного матча. Там действия вандалов, растянувших над своими головами флаг со свастикой, списать на межнациональные проблемы никак не получится. Громили стадион так называемые спартаковские фанаты, большей частью прибывшие на игру из Москвы. Можно предположить, что данный социум является чем-то отдельным от остального люмпена. Но это предположение весьма наивно.

Одноклеточные юные отморозки, вырывающие кресла, калечащие зрителей и полицейских, поджигающие трибуны, — это новое поколение молодежи, взрощенное путинским режимом. Не имея в душе ничего святого, а в голове ни одной путной мысли, они ничем, кроме погромов, драк и пьянства, занять себя не в состоянии.

К чему может привести страну такое большинство ее населения, вполне очевидно. И до последнего времени казалось, что лидера нации это не беспокоит. Мало того, он сам и его сподвижники неоднократно переводили стрелки на проблемы трудовой эмиграции из ближнего зарубежья и Кавказа. И если сам Путин в своих формулировках старался быть осторожным, то его сподвижники упражнялись по этому поводу на грани фола. Самым ярким тому примером стал выпад Жириновского, который предложил запретить кавказцам рожать детей и вдобавок посоветовал обнести их территорию колючей проволкой.

Но, как известно, любителей погромов затруднительно конт­ролировать. Сначала они станут вешать на березах гастарбайтеров, потом местных управленцев и полицию, а там, даже страшно подумать, возьмутся и за самих сенаторов. И если молодые отморозки уже готовы к подобным «подвигам», то их старшие братья и родители если сами пока и не громят державные институты, то своим чадам сочувствуют.

Власти и приближенная к ним пресса, в том числе и либеральных взглядов, пытались объяснить поведение жителей Бирюлева их малым достатком и слабым образованием. Конечно, если сравнивать этот район Моск­вы с другими, он выглядит уныло. Но если оставить столицу и посмотреть на другие веси и города необъятной державы, то их население жителям Бирюлева может только позавидовать. У них горячая вода, теплые туалеты и асфальт на дорогах, не говоря уже о супермаркетах и медицине. Всего этого огромное число жителей российской глубинки лишены по определению. Так что мотивация для погромов есть и у них.

Похоже, что Путин наконец понял, что игра с огнем национальной розни чревата большим пожаром, и взялся за идеологические «скрепы». Собрал мусульманских проповедников, инициировал православный собор и поспешил одобрить концепцию единого учебника истории государства Российского, которую он год назад заказал своим ученым историкам и представителям культурой элиты.

Особое участие в формировании этой концепции принял нынешний министр культуры, известный своими высказываниями в адрес Гоголя и Достоевского, которые, по его мнению, вредно влияют на менталитет русского человека. Дискуссия об этом могла бы длиться годами. Но президент понял, что время не терпит, и поспешил.

Раз хозяин приказывает, слуги выполняют, и концепция единого учебника истории государства Российского родилась. Судя по высказываниям ее создателей, их будущий учебник призван воспитать последующие поколения россиян, не открывая им трудных страниц в истории державы и, по возможности, никого не обижая.

Но создать труд, который понравится сталинистам, жертвам сталинских репрессий, не обидит татар упоминанием о татаро-монгольском иге и даже умолчит о прозападных реформах Петра Первого, невозможно. Естественно, при этом нельзя напоминать отрокам, что народы Кавказа, и ныне являющиеся субъектами РФ, некогда были жестоко завоеваны, а при большевиках частично уничтожены, а частично насильственно переселены черт-те куда. О таком пустяке, как оккупация прибалтийских республик по договору с Гитлером, и упоминать не стоит.

Столь благостный учебник, который будет сообщать школярам только о героических моментах в истории их предков, и послужит началом новой российской идеологии, основанной на особом российском пути. Пути, принесшем миру идеалы равенства и справедливости.

Если сейчас, когда у учителей еще есть возможность воздействовать на интеллект юной поросли, она выходит на улицы для погромов, что же будет в недалеком будущем? Ведь идея учебника внушить детям, что их предки чуть ли не святые и что они сами уже только по факту своего рождения становятся такими же святыми и великими.

Еще ни одной стране подобная блажь не принесла пользы. Ведь человеку необходимо самосовершенствоваться, развивая в себе не только мускулы, но и интеллект. Этот интеллект позволит ему осмыслить историю и взять в толк ее положительные и отрицательные моменты.

История не продажная девка и не может нравиться всем. Историю нельзя любить, ее надо знать и понимать. Где бы сейчас была Германия, если бы писала в своих учебниках, что Гитлер был эффективным менеджером, а несколько миллионов евреев — это небольшая плата за вывод Германии из кризиса после поражения в Первой мировой войне и побочный эффект от приобретения нового жизненного пространства для немцев.

Новая риторика российской власти находит понимание не только в России. Это и понятно, Европа в своем поиске мультикультурного будущего сегодня в тупике. И на Западе партии правого толка поднимают головы и экстремисты всех мастей нередко выходят на улицы. Тема эмигрантов способна расшатать и сам Евросоюз, поскольку большинство преуспевающих стран, надежно отделенных от мусульманских потоков своей географией, уже не хотят делить бремя гостеприимства со своими южными партнерами.

Но это момент нашей новейшей истории, и как бы не сложилась картина мира в будущем, каждое новое поколение имеет право знать свою историю без купюр. Если этого не произойдет, фашиствующие юнцы начнут сбиваться в злобные стаи и, как яичную скорлупу, расколят наш мир, который нам кажется таким уютным и прочным.

Ключевые слова

Наверх