Facebook – не зло, а целительное благо

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Марина Теэ: «Если вы потеряли нить своего жизненного пути, посмотрите на своих детей, разберитесь, что нужно им, это и будет верным направлением».
Марина Теэ: «Если вы потеряли нить своего жизненного пути, посмотрите на своих детей, разберитесь, что нужно им, это и будет верным направлением». Фото: Сергей Трофимов

Рассуждать о векторе развития культуры и степени культурности общества – дело неблагодарное. К тому же в этой сфере как нигде распространен стереотип, что высота деревьев и яркая зелень травы – удел времен Петрарки, Бетховена или, на худой конец, Врубеля, а современность ничего, кроме Майкла Джексона им противопоставить не в состоянии.

На тему, ушло ли время великих безвозвратно и кому теперь сеять разумное-доброе-вечное, а кому его плоды пожинать, корреспондент «ДД» беседует с продюсером, руководителем Воскресной школы русской культуры, издателем, организатором международного конкурса «Краски земли» и других проектов Мариной Теэ.

– Настолько ли плохо обстоят дела в культуре и с сегодняшними запросами общества на пищу духовную, чтобы впадать в отчаяние?

– Как меняется искусство и то «разумное-доброе-вечное», что принято под ним подразумевать, в век молниеносного круговорота информации? Мне кажется, что никак не меняется. Меняются технологии. Предлагаемые обстоятельства. Расширяются возможности. Нам бы такие возможности в молодости, какие имеет молодежь сегодня – Интернет, мобильная связь, техническое обеспечение культурных проектов... В 1970-е годы, например, для постановок танцев и спектаклей музыку приходилось добывать уникальными способами – через микрофон списывать с кинокартины, которую специально для такого случая запускали при пустом зале. Выступление под музыку с магнитофона могло обернуться зажеванной кассетой, которые в Таллинне добывали по блату, а в Сибири вообще оберегали как золотой фонд. Правда, были и свои прелести – отсутствие расходов на аренду залов, прокат тройки лошадей, машин, костюмов.

Так что когда начинаются разговоры о том, что время великих людей в искусстве ушло, то для меня это старая пластинка о потерянном поколении, девальвации идей и утрате имен. Но если раньше культура зависела только от личностей, то сегодня главное – это командная работа, что является очень трудным и не всегда успешным направлением в культуре. А в основе старые истины – дружба, ответственность, профессионализм, эмоции и даже честь мундира в профессии. Так что будущее в культуре – за корпоративным духом и командной работой.

Называют себя лекарями, но помочь не могут

– У вас за плечами организация многих проектов, так есть ли у вас собственные секреты тайм-менеджмента и интуитивное ощущение, за что стоит браться, а за что – нет? Что вы делаете для того, чтобы всё успеть?

– Вопрос без подвоха, но рентген души и мыслей явный. Из серии – умею ли ценить время, определять цели и задачи, работать много и спать мало? Да ничего я не делаю... В период студенчества не внимала словам преподавателя о том, что истинная история и бесценное время – это то, что сделано и не устарело, а если непонятно, то иди в хороший музей, театр, забудь о часах, думай о времени… Теперь я понимаю эти слова. Время невозвратимо, управлять им, по-моему, вообще невозможно, можно управлять только собой и помнить о времени.


За что браться? Идей много, много предлагают, но выбираю только те проекты, под которые есть команда азартных, надежных и профессиональных партнеров. Вот тогда и включается тайм-менеджмент: сколько времени на подготовку, в какое время что лучше сделать и так далее. Время не безвозвратно, время – полезно или бесполезно…


– Меняется ли наше общество? Меняется ли отношение к действительности и стереотипам?

– Закон природы – вечные перемены. И нас это касается. Я имею в виду государствообразующие составляющие. А в социально-гуманитарной сфере – небольшая анемия и пассивность, остальное как было, так и есть: рождаются и растут дети, мечтающие о чудесах, подвигах, славе, любви, а наша задача идти им навстречу, ждать их инициативы. Если вы засомневались в направлении своего движения, посмотрите на своих детей, разберитесь, что нужно им. Жизнь показывает, что именно это и будет для вас самым верным направлением.


– В чем состоит вызов для сегодняшнего общества, а какие барьеры можно назвать преодоленными?

– Раньше я думала, что общество поражено негативными эмоциями, а сейчас мне кажется, что главный барьер – это минимализация простого общения: «Здравствуйте, как живете? Зашла поболтать, вот пирожки, давай чайку попьем…» и так далее. Композитор Зацепин, проживая во Франции, поведал в одном интервью о своем односельчанине-французе, к которому за несколько евро люди приходят выговориться. У товарища успех и прибыль. А вот наше общество коряво переполняется новоиспеченными лекарями, которые ну никак не могут помочь. Остальные барьеры – страх, пессимизм – мне кажутся следствием первого.

– Так Facebook – зло?

– Что вы, это отличная вещь. У современных людей проблемы с коммуникацией. Поэтому социальные сети взяли на себя большое дело, и пускай в ленте новостей будет вся эта еда, перепосты, котики и так далее. Это не информационный мусор, как пренебрежительно о нем отзываются. Это – люди, такие, какие они есть или какими хотят быть. Что в этом плохого?

– Стремительное развитие технологий, новых возможностей, которые дает Интернет, – чем они меняют вашу действительность? Как вы выбираете, что надо освоить, а что откладываете на потом?

– Новые технологии – счастье. Интернет только обогащает, дает право выбора, экономит время и силы. А зачем выбирать? Что идет, то и идет. Интуиция подскажет. «И для тебя открыты все ларцы-дороги, дорогу выбираешь сам…»,

Главное в том, что все едут, смеются и пряники жуют

– Ощущаете ли вы себя представителем национального меньшинства здесь, в Эстонии?

– Не знаю, как лучше ответить – как надо или как хочется. Ни большинством, ни меньшинством не ощущаю. Демократическое общество предполагает свободу как самого общества, так и расширение прав и свобод каждого представителя этого общества. Особенно весомо звучит слово «право», а слово «меньшинство» как-то не в гармонии с таким заявлением. Я себя ощущаю всего лишь деятелем культуры в Эстонии, для которого деятельность – смысл жизни. А смысл – это не меньшинство и не большинство, а просто жизнь.

– Рассуждений о мультикультурности общества не услышишь от совсем молодых людей. Как вы думаете мультикультурность – это возрастной вопрос?

– Вот бы не отвечать на этот вопрос… Молодые мультикультурны априори, потому что поле мультикультурности, по-моему, состоит из увлечений, интересов, дел, хобби и одаренных людей, а молодые любопытны и подвижны, потому им и карты в руки. А старшее поколение делится на три части: мещан, созидателей и «застывших в пути». Мне кажется, что именно последнюю категорию людей что-то формально и беспокоит в отсутствии или присутствии мультикультурности, а по сути им-то это и безразлично.

При слове «мультикультурность» я вспоминаю всегда стишок:

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперед.
А за ним комарики
На воздушном шарике.

Но главное – это «Едут и смеются, пряники жуют!».

– А на обозримое будущее какие у вас планы?

– В режиссуре социально-культурной деятельности есть такое понятие – «проект должен рождать проект». Мы отказались от долгосрочных планов и от сиюминутных идей. И в то же время смотрим на перспективу. С одной стороны у нас идет уже пятнадцатый год ежегодный международный проект – конкурс юных художников «Краски земли», мы придумываем, как его сделать лучше и интереснее. Двенадцать лет в жюри конкурса были необыкновенные художники и люди – Николай Кормашов и Олев Субби. Так случилось, что они ушли из жизни, оставив эстафетную палочку высокого уровня и трепетного отношения к проекту. Надо соответствовать. Готовим проекты, связанные с театром, с кино. Главный принцип – это должно быть очень важно и необходимо кому-то из нашей команды.

Статья подготовлена в рамках совместного медиапроекта «Живи на все сто!»

Проект поддерживают Министерство культуры, Европейский фонд интеграции граждан третьих стран, Фонд интеграции и миграции «Наши люди».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх