Обиды пройдут, а память останется

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ирина Каблукова
Ирина Каблукова Фото: Сергей Трофимов «День за Днем»

С апрельских событий 2007 года прошло уже три года. В третий раз после переноса памятника Воину-Освободителю из центра столицы и начала окончательного, как кажется сегодня, раскола общества по национальному и идеологическому признакам, мы отметили 9 мая. В третий раз жители Эстонии, для кого День Победы – не день скорби, собрались у монументов.

Многолюдность у памятников в том мае 2007 года, когда все клокотало, не удивляла. Напротив, скорее говорила о правильности собственного отношения к случившемуся. Помню, порадовал комментарий на одном из эстонских порталов, где некая девушка, комментируя новость о тысячах таллиннцев, собравшихся на Военном кладбище, вышла с воззванием. «Посмотрите, какие они дружные! Они могут отмечать свои праздники и собираться вместе у своего монумента. Почему мы так не можем? Давайте заберем у них «Алешу», в конце концов, его делал скульптор-эстонец и позировал тоже эстонец».

Откровенно говоря, тогда же мне казалось, что чем дальше мы будем уходить от апреля 2007 года, тем меньше останется боли и обиды за случившееся и людские потоки у памятников начнут иссякать. Протестное желание прийти, потому что нельзя, себя изживет, а искреннего стремления отметить этот день не дома, в кругу семьи, а у символа и всем вместе, так и не появится.

Прошло три года, но 9 мая 2010 года ничего подобного не произошло. Напротив, лично у меня создалось впечатление, что в этом году у памятников собралось еще больше людей. Можно говорить про годовщину, про выходной, когда у людей просто оказалось больше возможностей отнести цветы ветеранам. Можно говорить про кризис, который, по крайней мере в Эстонии, продолжает деление по родному языку, то есть появились новые обиды, новая боль и новые причины собраться и показать, что мы вместе и мы - против. Но лично мне кажется, что дело не в стечении обстоятельств. Действительно тянет.

Не хочу говорить за всех, а для меня стремление попасть 9 мая на Военное кладбище уже перешло в традицию. До 2007 года добраться до Тынисмяги удавалось не всегда: работа, дела и прочие причины. После оказалось, что работу, дела и причины можно развести, спланировать и выбраться. Не для галочки. А потому что тянет. Дойти до могилы деда-ветерана, прибрать, поставить свечи и цветы, а после – к Солдату.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх