Урбанистический образ мира на балетной сцене «Эстонии»

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Искренний и восторженный Петрушка (Сергей Упкин, в белом) вызывает у окружающих только непонимание — и вскоре гибнет.
Искренний и восторженный Петрушка (Сергей Упкин, в белом) вызывает у окружающих только непонимание — и вскоре гибнет. Фото: Марина Пушкарь

Ввечер одноактных балетов в теат­ре «Эстония» предлагает публике удивительное сочетание: впервые поставленный в нашей стране балет английского хореографа Уэйна МакГрегора «Symbiont(s)» и балет «Петрушка», сделанный Май Мурдмаа для Национального балета после большого перерыва.


Уроженец Северной Анг­лии 43-летний Уэйн МакГрегор один из тех хореографов, что вошли в мир балета, так сказать, с черного хода: его нельзя считать воспитанником какой-то определенной балетной школы, в своем творчестве он использует, с одной стороны, самые современные танцевальные стили, с другой — достижения науки.

Его интерес к современным технологиям и нейро­наукам нашел отражение и в «Symbiont(s)»: в этом абстрактном произведении, требующем максимальной отдачи от танцовщиков, воплощено постмодернистское, высокотехнологичное общество.

Город и человек
Серый, темно-синий аквамарин — это цвета большого города; в этом городе суетятся, напрягая свои души и тела, люди, они сталкиваются друг с другом, образуют странные сообщества, чтобы потом вновь бежать в одиночество.

Сложная хореография, можно даже сказать, некая математичность великолепно передает напряжение и подав­ленность, свойственные обитателям большого города, и как результат в этой среде, требующей от человека бесконечной гибкости, теряется сама человеческая суть, заключенная в оболочку тела.

«Symbiont(s)» МакГрегора прекрасно увязывается с другим балетом — «Петрушкой» Май Мурдмаа, в котором, как это в целом характерно для творений Мурдмаа, показан конфликт личности и массы и/или влас­тей.

Эстонская публика уже в третий раз в этом столетии имеет возможность увидеть историю Петрушки — балаганной тряпичной куклы, русского шута и потешника. Первой встречей с «Петрушкой» стал проект Eesti Kontsert 2009 года — балет в постановке Ану Руусмаа; вторая встреча состоялась в театре «Ванемуйне» в 2010 году, это был балет «Послеполуденный отдых Петрушки» в постановке Понтуса Лидберга.

Май Мурдмаа осталась верна себе, представив и на этот раз свою версию классики: не только новую хореографию, но и совершенно новую историю о противостоянии власти и духа.

В этой истории Петрушка не просто пылкий молодой танцовщик, который влюбляется в Балерину, но человек, восторг и воодушевление которого вызывает непонимание у окружающих, а они-то прекрасно умеют приспосаб­ливаться к обстоятельствам.

Языком хореографии
Сергей Упкин, исполняющий партию Петрушки, после довольно длительного перерыва вновь получил роль, в которой может раскрыть свой талант как танцовщика и драматического актера. Механическую красоту Балерины элегантно воплощает на сцене Луана Георг. Безликое самолюбование премьера Джонатан Хэнкс представляет с известной долей самоиронии.

И все же нельзя не заметить, что для Май Мурдмаа важнее всего именно сам танец, и это сближает ее с МакГрегором — оба хореографа непоколебимы в своей уверенности в том, что движение способно передать все нюансы состояния души. Сюжет балета служит для Мурдмаа лишь отправной точкой, своего рода двигателем, который позволяет рассказать некую историю с помощью красноречивого языка тела, передающего все оттенки душевных движений.

К чести балетной труппы театра «Эстония» следует сказать, что танцовщики великолепно справляются с поставленной перед ними непростой задачей, и похоже, именно их талант сподвигнул Мурдмаа на хореографию, передающую тончайшие оттенки и требующую безупречной в техническом плане групповой хореографии.

К сожалению, мы не увидели одноактного балета Тийта Хелиметса «Aeg» («Время»), который и по теме, и по хореографическому воплощению мог бы прекрасно дополнить созданный МакГрегором и Мурдмаа образ современного урбанистического мира.

«Symbiont(s)»

Хореограф: Уэйн МакГрегор

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх