Банк Эстонии с введением евро потеряет миллиарды

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Подразделением отдела финансовых рынков Банка Эстонии руководит итальянец Фабио Филипоцци (слева), рядом с ним — управляющий Айвар Куррот.
Подразделением отдела финансовых рынков Банка Эстонии руководит итальянец Фабио Филипоцци (слева), рядом с ним — управляющий Айвар Куррот. Фото: Михкель Марипуу

При вхождении к зону евро валютный резерв Банка Эстонии, составляющий около 40 млрд крон, сократится как минимум на треть. Его инвестированием занимаются около десяти человек, и только они и руководство Цент­робанка знают, во что вкладывается резерв.


Для чего Банку Эстонии вообще нужен такой гигантский резерв иностранной валюты? Часть резерва, которая в конце апреля составляла 9 млрд крон, нужна для того, чтобы можно было обменять на евро все наличные кроны, находящиеся в обращении. Благодаря этому держится курс кроны. Люди верят в нашу валюту, так как знают, что на основании твердого курса взамен крон в Банке Эстонии можно получить евро.

Большая часть валютного резерва, то есть примерно
21 млрд крон, собирается на основании того, что коммерческие банки должны хранить в Центробанке половину своего обязательного резерва — это делается для обеспечения их ликвиднос­ти. Третью значимую часть резерва — около 5 млрд крон — составляет собственный капитал Центробанка.

Хранится в тайне
Банк Эстонии инвестировал резерв иностранной валюты в облигации развитых стран, в первую очередь, США и стран еврозоны. В какие именно, знают лишь около 15 человек — руководители Банка Эстонии и большая часть работников отдела финансовых рынков.

Именно этот отдел занимается инвестированием резерва. Кто же эти люди, в руках которых находятся миллиарды крон Банка Эстонии? Среди них есть и женщины, и мужчины, и с экономическим, и с математическим образованием.

Средний возраст сотрудников отдела финансовых рынков — около 40 лет. Это люди, которые пришли в банк из частного бизнеса, с должностей в Техничес­ком университете, некоторые пришли сюда сразу после окончания университета.

Во всем мире цент­робанки не предают огласке информацию о том, во что конкретно они инвестируют свои резервы, сказал итальянец Фабио Филипоцци, возглавляющий один из подотделов отдела финансовых рынков банка. Это происходит потому, что если бы их инвес­тиции обнародовались, то это могло бы быть использовано для финансово-политических решений и создало бы поле для спекуляций.

Работники отдела финансовых рынков не имеют права рассказывать даже того, инвестирован ли валютный резерв в Грецию или другие страны, которые сейчас испытывают трудности с выплатой кредитов.

Но они все-таки признаются, что долговой кризис Греции создал нервозную обстановку и в Банке Эстонии. «Думаю, что все, кто занимается финансовыми рынками, сейчас нервничают, — сказал Филипоцци. — Вне зависимости от того, облигациями какой страны располагают».

До сих пор Банк Эстонии, инвестируя валютный резерв, еще ни один год не заканчивал с убытками. В некоторые годы прибыльность инвестиций достигала почти восьми процентов. Из средств заработанного дохода Банк Эстонии покрывает расходы на свою деятельность, остальное составляет прибыль, из которой четверть обычно передается в госбюджет.

Например, в этом году Центробанк передал государству 171 млн крон. Однако в деле инвес­тирования валютного резерва получение прибыли не является главной целью Банка Эстонии. Главный принцип состоит в сохранении ценности резерва, то есть чтобы не было убытков.

Второй важный принцип гласит: инвестиция должна по возможность как можно быстрее переводиться в деньги. Например, если большое количество людей захочет одновременно поменять кроны на евро, для Банка Эстонии это не составит проб­лемы, поскольку большую часть из принадлежащих ему облигаций можно перевести в евро за один день.

Общие правила инвестирования устанавливает президент Банка Эстонии своим приказом. В нем отмечаются государства, в которые можно инвестировать, а также ограничения, зависящие от рейтинга страны. В отделе финансовых рынков действует правило, согласно которому сделка, проведенная одним человеком, требует подтверждения второго.

Новые правила игры
Примерно такие же принципы работы сохранятся и после перехода Эстонии на евро, хотя инвестируемые запасы сократятся, скорее всего, на миллиарды крон. Это сокращение произойдет из-за того, что в еврозоне коммерческие банки должны хранить в Центробанке свои резервы в объеме двух процентов, тогда как в Эстонии этот процент составляет 7,5.
Кроме того, с присоедине­нием к еврозоне изменятся принципы обеспечения валюты.

Поскольку в Эстонии действует система валютного комитета, то здешний Цент­робанк стопроцентно обеспечивает кроны иностранной валютой. В зоне евро обеспечением валюты могут служить и другие ценности.

«Если коммерческий банк хочет получить кроны, то взамен он должен дать Банку Эстонии евро. В сис­теме еврозоны для получения евро он может предоставить Центробанку в качестве залога и другое имущество — облигации и даже коммерческие кредиты», — пояснил Филипоцци.

Это более рискованно, однако банки стараются снижать риски. «Если коммерческий банк дает за евро залог с повышенным риском, например, кредиты, то взамен он получает меньше, например 80% от стоимости предлагаемого имущества», — пояснил Филипоцци.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх