Трагедия межгосударственного масштаба

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В течение трех дней латвийские спасатели вытаскивали из-под завалов тела погибших. В том числе и трех своих коллег, которых проводили в последний путь в минувшую среду.
В течение трех дней латвийские спасатели вытаскивали из-под завалов тела погибших. В том числе и трех своих коллег, которых проводили в последний путь в минувшую среду. Фото: Андрес Хаабу

Гибель 54 человек в результате обрушения крыши торгового центра в Риге показала, что может быть, когда интересы бизнеса ставятся выше безопасности людей, а безответственность стала основой образа жизни.

Очень жалко погибших людей. Жаль их семьи. Жаль оставшихся без родителей детей. Жаль всех жителей Латвии, оказавшихся на прошлой неделе в топе мировых новостных лент. Трагедия случилась 21 ноября, около шести вечера, в час пик, когда основная масса народа возвращается с работы домой и спешит заскочить в магазин за продуктами. Ее итог: 54 человека лишились жизни под обломками рухнувшей крыши торгового центра, расположенного в спальном районе Риги Золитуде.

Здание торгового центра, значительную часть которого занимал магазин Maxima, и построили всего-то два года назад. Центр не был самостоятельной архитектурной единицей. По проекту он входил в ансамбль с новой жилой многоэтажкой (к счастью, пока не заселенной), которая теперь тоже находится под угрозой обрушения. На крыше торгового центра должны были разместиться зеленая зона и игровая площадка, доступные как для жильцов дома, так и посетителей торгового центра. Именно там в момент обрушения завершались строительные работы.

Сегодня латвийские эксперты-строители говорят, что самой главной ошибкой надзирающих органов было дать разрешение на поэтапное строительство с постепенным вводом строения в эксплуатацию. Стройка была разбита на три этапа: сначала построили магазин и открыли его для посетителей. Потом возвели жилой дом и начали активно продавать квартиры. И уже под конец занялись зоной отдыха на крыше.

По словам общавшихся с «ДД» рижских журналистов, проводящих свое расследование, эксперты сходятся во мнении, что сначала нужно было полностью завершить строительство, выявить все недочеты, устранить их и только тогда запускать в здание людей. Однако интересы бизнеса – как можно быстрее начать работать и зарабатывать – оказались выше интересов безопасности.

Входящий в экспертную комиссию следственной группы доктор инженерных наук Рижского технического университета Айгар Удрис сказал, что в целом причины обрушения здания уже выявлены. Эксперт их открыто не называет, но журналисты выяснили, что, судя по всему, речь идет о некачественных стройматериалах, использованных при строительстве центра, ошибках стройнадзора и беспечности строителей. Впрочем, официально эта версия пока не подтверждена, известно только, что архитектурное бюро, готовившее проект, уже попросило отозвать свою лицензию, Ассоциация инженеров-строителей и строителей намеревается потребовать отзыва лицензии у надзиравших за стройкой специалистов. Подробнее о возможных причинах катастрофы вы можете прочитать в дайджесте русской прессы «Без комментариев» в материале наших коллег из латвийского «Телеграфа» (стр. 48-49).

Лучше перебдеть

Ясно, что латышам предстоит пережить еще не одну отставку и не одно разоблачение, когда на повестке дня актуальнейшим станет слово «коррупция». Мы же сравнили ситуацию в Латвии с тем, что происходит у нас, и нашли очень много совпадений. А потому можно смело утверждать, что гибель 54 человек в соседней стране должна стать уроком и предостережением всем нам.

Начнем с самого простого. По свидетельствам очевидцев, в день трагедии и работников, и посетителей торгового центра замучила противопожарная сигнализация. Ни один из охранников, проверявших возможные места возгорания, ничего похожего на огонь или дым не обнаружил. Поэтому руководство магазина сочло, что сигнализация просто шалит и остается ждать техников, которые заставят ее замолчать.

Между тем именно сигнализация первой почувствовала на себе давление обрывающихся перекрытий, которые ломали датчики. Система же реагировала в рамках своих возможностей: настроена она на пожар, вот и сообщала, что причиной тревоги стало возгорание. Совсем иной была бы картина, если бы система сигнализации включала в себя сейсмодатчики, которые реагируют на вибрацию здания. Но Прибалтика расположена в совсем неактивной сейсмической зоне, и поэтому у нас такие почти не используются.

Как объяснила «ДД» руководитель службы по связям с общественностью охранного предприятия G4S Юлия Гаранжа, «в Эстонии сейсмодатчики применяют лишь в областях, требующих повышенных мер безопасности, например в банках. В дивизионе наличных денег G4S они также есть. Как правило, стоимость таких датчиков высока, и они очень чувствительны к вибрации, что ограничивает спектр их применения. В основном же в системы пожарной безопасности входят датчики, реагирующие на дым, тепло и движение внутри помещения».

Много после трагедии в Риге говорилось о том, что охранники обязаны были в любом случае прислушаться к сигнализации, под конец уже оповещавшей людей на трех языках – латышском, русском и английском – о необходимости покинуть помещение. Тогда жертв, возможно, удалось бы избежать.

Однако вспомните: часто ли мы немедленно выходим из помещения, когда слышим кричащую противопожарную сигнализацию? Охранники эстонских торговых центров рассказывали журналисту, как в таких случаях приходится вступать в пререкания с покупателями и продавцами, отказывающимися покидать здание. И если во время учения спасателей по зданию уже бегают люди в форме, упрямцы все равно сопротивляются до последнего.

«У каждого объекта имеется свой индивидуальный план действия в случае опасной ситуации, – объяснила Юлия Гаранжа. – Все действия охраны, а также арендаторов, использующих помещения, отрабатываются во время регулярных учений. При срабатывании пожарной сигнализации охранники первым делом должны выяснить причину тревоги и параллельно приступить к эвакуации исходя из принципа: лучше вывести на несколько минут людей на улицу и выслушать их недовольные комментарии по поводу ложной тревоги, чем поставить своим бездействием их жизнь под угрозу».

Надзор на оба ваши дома

Теперь о строительном секторе. Генеральным подрядчиком строительства обрушившегося в Риге здания было предприятие Re&Re. Это одна из самых крупных строительных фирм в Латвии. Но на стройках Re&Re работают представители множества других предприятий, которые выполняют функции субподрядчиков. На одной только стройке в Золитуде было задействовано около 20 различных фирм.

На фоне происходящего стали всплывать истории и других ЧП на объектах Re&Re, о которых широкой общественности не сообщали, поскольку обрушения происходили ночью и люди при этом не пострадали. Так, около года назад обрушился потолок одной из ремонтировавшихся рижских школ. После шторма, в ночь на 6 октября 2012 года, рухнула часть крыши крупного торгового центра «Альфа». Сейчас латыши проводят проверки других магазинов Maxima и новостроек Re&Re.

Обилие субподрядчиков и качество строительства актуальны и для Эстонии. Во-первых, крупные строительные предприятия пользуются услугами субподрядчиков, в штате которых может оказаться кто угодно, лишь бы отличал молоток от зубила. Во-вторых, беда со строительным надзором.

Как и латыши, несколько лет назад мы упразднили независимый орган, контролировавший строительство. У нас имеется государственный Департамент технического надзора, но на стадии строительства он работает только с железной дорогой и ее сооружениями, а также отвечает за строительство на водоемах, если те не имеют устойчивой связи с берегом. Государственный департамент может организовать проверку исполнения Закона о строительстве и связанных с ним подзаконных актов, как это решено сделать теперь, после рижской трагедии, и пройти с комиссией по всем торговым центрам страны. Но на стадии проектирования и строительства он не вмешивается. На этом этапе в Эстонии, как и в Латвии, процесс контролирует самоуправление, на территории которого собираются что-то построить.

К примеру, в Таллинне эти обязанности вменены Департаменту городского планирования, в функции которого, как сказала «ДД» руководитель учреждения Ану Халлик-Юргенстейн, входят: проверка соответствия представленных строительных проектов нормам закона, выдача разрешений на строительство и на эксплуатацию, проверка соответствия строений имеющимся требованиям, организация экспертиз, проверка строительных предприятий, организация расследования в случае аварий и составление предписаний в рамках полномочий ведомства.

Руководитель департамента объяснила, как проходит процесс согласования строительного проекта: «С представленными департаменту проектами знакомятся архитекторы департамента, инженеры по технической части, инженеры по инфраструктуре, инженеры-энергетики, а также специалисты в области геодезии, транспорта и окружающей среды, которые дают свою оценку. Кроме того, проект рассматривается в районной управе и по мере необходимости в различных департаментах муниципалитета. Также его должен одобрить Спасательный департамент. Если потребуется, к изучению проекта могут быть привлечены третьи лица. После того как все перечисленные специалисты дадут свою оценку, принимается решение о выдаче разрешения на строительство».

Халлик-Юргенстейн уточнила, что не припомнит ни одного случая, чтобы предоставившему строительный проект ходатаю было окончательно отказано в выдаче разрешения на строительство по той причине, что инженерам или другим специалистам объект показался подозрительным. Обычно речь идет о небольших недочетах, на уточнение и исправление которых дается время. Но были случаи, когда приходилось останавливать уже начатое строительство еще не получивших разрешения объектов.

По правилам, муниципальный надзор трижды в процессе строительства должен побывать на месте и проверить исполнение требований: когда только заложили фундамент, когда готова коробка будущего дома, и когда объект уже готов к сдаче. Но и это не все. После нужно получить еще и разрешение на использование строения, для чего вновь проверяются строительные документы и осматривается здание. Причем Департамент городского планирования делает это не в одиночку, а вместе с представителями Спасательного департамента, Департамента здоровья и Трудовой инспекции.

Разрешение на строительство торговых центров тоже выдает самоуправление, но к ним как к объектам общественного пользования, где может находиться очень много людей и возможны крупные несчастные случаи, Закон о строительстве предъявляет еще более жесткие требования.

Так должно происходить по закону, а придут проверяющие или нет – это дело их совести. В случае несчастья отвечать придется собственнику здания. Поэтому, если он хочет быть уверенным в том, что все сделано как положено, ему есть смысл нанять человека, который будет надзирать за строительством. Такого, который выпьет всю кровь из строителей и проест плешь прорабу, но добьется соблюдения всех норм и правил. Он получает за это зарплату и личной свободой отвечает за то, чтобы работа была выполнена правильно.

Урок для соседей

И еще: состояние соседствующих со стройкой домов представители города в общем порядке не проверяют. И напрасно. Взять хотя бы дома на столичной улице Каупмехе, которые чуть не развалились во время вколачивания свай для возведения многоэтажки на крошечном пустыре. По стенам поползли трещины, двери и окна перекосились. Тогда удалось договориться во внесудебном порядке, и строители сделали ремонт практически во всех квартирах. Интересно, а общие конструкции дома при этом кто-нибудь проверил? Беспокоиться об этом должны сами жильцы.

Рижская трагедия, унесшая жизни 54 человек, должна врезаться в память всех, кто отвечает за качество строительства. Тех, кто эксплуатирует новостройки. Тех, кто должен обеспечить безопасность на местах. Крушение «Максимы» – это не стечение обстоятельств, а яркий пример безалаберности.

А мы недалеко ушли от латышей. Риск оказаться в подобной ситуации есть у каждого. Давайте вспомним: в одном только Таллинне, не выдержав тяжести выпавшего снега, обваливалась крыша одного из магазинов сети K-Rauta. Причем не в самый серьезный снегопад. Или, например, обрушился потолок в кинозале только что построенного торгового центра «Солярис» всего за несколько минут до сеанса, когда в зал вот-вот должны были войти люди. Причину нашли в нарушениях при строительстве и некачественных стройматериалах. Не говоря уже о трагедии в таллиннском магазине «Маарья» в 1990-х годах, когда под обвалившейся крышей тоже погибли люди, в том числе и дети.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх