Секреты стройки: работа неофициально, уход от налогов и споры с клиентами

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Иллюстративное фото
Иллюстративное фото Фото: SCANPIX

Прораб с большим стажем рассказал «МК-Эстонии», почему большинство работает на стройке неофициально, как фирмы уходят от уплаты налогов и почему мат на объекте – в норме вещей.

Я работаю по профессии уже 30 лет, окончил Таллиннский строительно-механический техникум, где учился три с половиной года.

Во времена советской власти строил военно-оборонительные объекты, был прорабом при строительстве автобусного парка в Ласнамяэ, Хийуского павильона «Таллинфильма» (его уже снесли) и жилого комплекса в Виймси. В общем, недостатка в работе не было, а найти новый проект было легко. После восстановления независимости Эстонии ситуация изменилась. С тех пор работал иногда в России, а вот в Финляндию поехать не мог из-за серого паспорта.

Неофициально берут чаще

В большинстве случаев я работаю неофициально, нахожу объекты через старых знакомых, они наводят на генподрядчиков, которые хотят сэкономить, так как меня можно нанять дешевле: крупные строительные фирмы меня не берут из-за незнания эстонского языка.

Иногда нанимают и официально, но даже в таких случаях половину зарплаты я получаю в конверте.

От безвыходности соглашаюсь работать неофициально, хотя строителю важны социальные льготы.

Экономия на всем

Конечно, все пытаются экономить, а этот бизнес – золотая жила. Например, строительство планирует не крупная фирма, а частное лицо-заказчик. Он получает смету объекта в размере, предположим, миллион евро и объявляет конкурс. Выигрывает та фирма, которая сможет сделать работу за наименьшую сумму, например, за 700 тысяч. Заказчик вкладывает миллион в строительство, а генподрядчик, выполнив работу, отдает 300 тысяч обратно наличными, получая с этих денег некий процент.

Таких схем много, абсолютно разные и хорошо отработанные, чтобы избавиться от уплаты налогов.

На малых, где деньги вкладывает частное лицо, условия обычно минимальные: биотуалет и строительный вагончик, в котором хранятся как инструменты, так и одежда, а рабочие едят там же. На таких объектах строителям желательно иметь свои инструменты, потому что заказчик не хочет тратиться даже на это.

Иногда воруют и сами прорабы, выполняя закупку стройматериалов. Например, покупают дорогую краску и оставляют себе, а на свои деньги покупают дешевую и используют ее на объекте.

Безопасность обходится дешевле

На безопасности, конечно, тоже пытаются экономить, но практически никогда не получается. Инспекторы по технике безопасности и технический надзор посещают объекты почти каждую неделю, вносят свои замечания, а если что-то не устраивает, то останавливают стройку до выполнения условий. Хотя штрафы дают только после третьего выговора. Взятки инспекторы не берут – боятся: слишком велик риск, что обман раскроется, если потом на стройке произойдет ЧП.

Профессиональный жаргон

До начала работы на стройке я практически не использовал нецензурную лексику, а теперь иногда крепкое словечко вылетит и дома при детях. Причины, почему мат на стройках в ходу, кроются в том, что у нас это неофициальный язык, на нем рабочие понимают быстрее, как ни странно.

Дело и в уровне рабочей силы. В моей практике 40% рабочих не имеют никакого строительного образования, то есть самоучки.

Полная версия статьи – на сайте mke.ee.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх