Андрус Карнау: cоветы с червоточиной

Андрус Карнау
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Андрус Карнау
Андрус Карнау Фото: .

На мой взгляд, генеральный секретарь Партии реформ Кристен Михал довольно любопытно резюмировал тему лояльности членов советов государственных фирм: «Эстония настолько мала, что при желании о каждом можно сказать, будто брат жены его племянника с кем-то связан».


Тут больше нечего добавить. Демагогия позволяет даже самую большую проблему представить как самую незначительную. Но ведь никто и не говорил о семейных связях членов советов госфирм — речь шла об их перекрест­ных коммерческих интересах.

Председатель совета Центра управления государственными лесами Мати Полли имеет долю в фирме, которая является одним из самых крупных владельцев частного леса во всем государстве. Член совета E­esti Ener­gia Янек Парк­ман раньше много лет был председателем правления Viru Keemia Grupp (VKG). Более того, в прошлые годы Паркман внес весьма существенный вклад в строительство VKG. И этот перечень можно продолжить.

Второй аргумент, приведенный Михалом, стар как мир: «В каждой области мы имеем ограниченный выбор сильных экспертов, поэтому выбор невелик — либо вводить в советы людей, которые знают свою сферу на практике, либо не делать этого».

Энергетика и связанное с лесом производство в Эстонии являются отраслями с давнишними традициями. Равно как и морские грузоперевозки и почтовые услуги. Глава эстонской ветви Anttila Тауно Туула и бизнес-партнер Alexela Вейко Тишлер наверняка не единственные персоны, знающие свое дело. Не говоря уже о Полли и Паркмане.

Говорить о том, что у нас мало специалистов, просто наивно. Во-первых, член совета энергетического или железнодорожного госпредприятия не должен досконально знать данную область. Грубо говоря, задача совета состоит в том, чтобы следить за действиями правления, принимать стратегические решения и быть, так сказать, честью и совестью этой фирмы.

Во-вторых, Эстония все-таки не настолько мала, как это пытается представить Михал. В любой сфере есть достаточно много людей с безупречной коммерческой, политической и профессиональной репутацией, чтобы можно было укомплектовать совет государственной фирмы таким образом, чтобы в ней не просматривались интересы конкурентов или клиентов.

Вопрос лишь в политической воле. А сейчас политическая воля благоприятствует тому, чтобы люди, поддерживающие правильную партию, могли назначать в советы госпредприятий своих эмиссаров. Причем, эмиссарам не нужно непосредственно добывать коммерческие тайны — достаточно хорошей информированности.

В советах частных фирм VKG, Anttila и Alexela почему-то нет представителей конкурентов. Интересно, почему? Ведь коммерческие руководители Eesti Energia наверняка могли бы дать полезный совет производителю масел VKG, а люди из Таллиннского порта — топливной фирме Alexela. Очевидно, бизнесмены лучше, чем политики правящей коалиции, знают, какова цена информации.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх