Cообщи

Железную дорогу постиг удар

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
иллюстрация: Pm

В январе объем железнодорожных перевозок уменьшился до уровня периода, последовавшего после «бронзовой ночи», причем наибольшую роль в этом сыграл самый маленький за несколько лет объем нефтегрузов.
 

Поначалу сокращение перевозок стало для головного офиса Eesti Raudtee неожиданностью, поскольку в конце прошлого года объем торговых перевозок сохранялся на уровне двухлетней давности и показатели говорили о дальнейшей тенденции в начавшемся году.

 «Зимние месяцы обычно бывают лучшими, однако нынешняя ситуация действительно стала для нас неожиданной», – прокомментировал председатель правления Eesti Raudtee Ахти Асманн.

В январе через инфраструктуру Eesti Raudtee было перевалено 1,43 миллиона тонн нефтепродуктов, что на 24% меньше, чем в январе прошлого года. Столь скромных январских показателей по нефтеперевозкам у Eesti Raudtee еще не было. «Похоже, хороших новостей пока не предвидится, и февраль также обещает быть аналогичным январю», – отметил Асманн.

Россия должна пересмотреть тарифы

Если говорить о конкурентах, то Латвийская железная дорога сообщила в январе об увеличении объемов перевозок на 2,7%, а литовская – об уменьшении на 13,6%. Общий объем перевозок Eesti Raudtee сократился на 19,2%.

В кругах, занимающихся транзитом, сокращение российских нефтеперевозок в шутку связывают с Олимпийскими играми в Сочи – мол, все руководство страны присутствует на Олимпиаде и серьезных решений не принимается. В качестве возможных причин называют и теплую зиму, что означает сокращение спроса на топливо, свободные ото льда моря, что также лишает наши порты одного из преимуществ.

Тем не менее специалисты по транзиту называют главной причиной сокращения нефтеперевозок в Эстонии политику России, которая за счет более льготных тарифов направляет грузы в порт Усть-Луги. По словам министра экономики Юхана Партса, Россия обязана выполнять правила Всемирной торговой организации (ВTO) и не должна утверждать в своих портах более выгодные тарифы.

 «Этот вопрос поднимался в Европейской комиссии, в зону компетенции которой в ВТО входит возможность потребовать  от России соблюдения правил, – сказал Партс. – До сих пор нашим предприятиям приходится бороться за то, чтобы быть конкурентоспособными».

Член правления Alexela Grupр Хейти Хяэль заверил, что в нефтеперевозках по железной дороге у них провалов не было, и посоветовала поинтересоваться этим вопросом у конкурентов. «Вероятно, Россия отдает предпочтение собственным портам, и этим обусловлено сокращение перевозок», – полагает Хяэль.

К вечеру понедельника крупные терминалы Vopak и Vesta официальных ответов на вопрос не прислали. По словам представителей Tallinna Sadam, большого сокращения торговых перевозок у них не наблюдается: в январе объемы возросли на 1,1%, до 2,79 тонны. Объем жидких грузов – преимущественно нефтепродуктов – даже  вырос  на 3,5%. В порту пояснили, что железнодорожные перевозки все больше стали замещать транспортировкой с одного судна на другое, и более мелкие суда доставляют топливо из портов Риги или России в терминалы Эстонии, откуда их отправляют дальше уже на более крупных судах.

 «Произошли действительно заметные изменения: транзит типа «железная дорога – море» заменяется решением типа «море–море», и по этой причине Tallinna Sadam демонстрирует хорошие результаты, а у железной дороги дела идут хуже», – заверил эксперт по транзиту Райво Варе.

По его словам, подобное логистическое решение поддерживает государственная политика России, которая через железнодорожные тарифы отдает предпочтение собственным портам. По этой причине во многом утрачивается коммерческий смысл качать поступающие по железной дороге нефтепродукты через здешние терминалы на суда.

Морские перевозки обходятся дешевле

 «Дешевле привозить сюда топливо из России на более мелких судах, здесь при необходимости его смешивают, складируют и отправляют дальше на более крупных судах», – пояснил Варе.

По его словам, удар пришелся прежде всего по Южной Эстонии, то есть через пограничный пункт Койдула товар не идет. «Объемы грузов должны быть больше, чтобы была возможность укомплектовать товарный состав, поскольку на той стороне предпочитают прежде всего большие составы», – сказал Варе.

По словам Асманна, в отношении будущего Eesti Raudtee пока находится в выжидающей позиции – подождут результатов за февраль, чтобы потом наметить дальнейшие планы. «Если нефтеперевозки сократятся, нам будет сложно компенсировать их другими объемными грузами», – признался Асманн.

Так, например, объем перевозок по железной дороге удобрений в январе вырос на 14%, достигнув 0,3 миллиона тонн, а контейнеров перевалено по железной дороге 5925 TEU, т.е. на 42% больше, чем в прошлом году. Однако эти грузы не могут восполнить пробел, образовавшийся от сокращения нефтеперевозок.

Ключевые слова

Наверх