Власть № 4. Оборачивать ли бананы сине-черно-белым?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Президент считает, что оборачивать бутылку водки сине-черно-белым неловко и оскорбительно, даже омерзительно.
Президент считает, что оборачивать бутылку водки сине-черно-белым неловко и оскорбительно, даже омерзительно. Фото: Райго Паюла

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали День независимости, речь президента, будущее Украины, но и о русских не забывали.

Журналист Eesti Päevaleht Кристер Парис взял интервью у главреда независимой (читай – оппозиционной) российской радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова. Ответ на вопрос «как вы относитесь к критике, высказанной в отношении Эстонии Сергеем Лавровым» оказался, надо думать, неожиданным.

«Когда в европейской стране есть ограниченные в правах неграждане, это неправильно, – говорит Венедиктов. – Я понимаю, что при восстановлении независимости были приняты некие ограничительные меры. Но прошло уже 20 лет, выросло новое поколение. Мне кажется, у людей, которые в Эстонии родились и никуда не уехали – а значит, они любят Эстонию, – при получении гражданства должно быть преимущество. Для России это не проблема. Я сказал это и вашему министру Паэту, но он со мной не согласился. Это проблема для Эстонии, что у вас есть сто тысяч людей без гражданства и сто тысяч граждан России, которые не хотят эстонского гражданства. Решить эту проблему – в интересах Эстонии, а не России». Уж если российский МИД и «Эхо Москвы» совпали во мнении, может, стоит к этому мнению прислушаться?

Борьба с проклятой

В День независимости президент произнес очень длинную речь, одним из главных посылов которой было ценное увещевание «работать дольше» – в смысле, не идти на пенсию, потому что где ж на всех пенсий-то найти? Журналист Postimees Сулев Ведлер среди прочего выделил в речи Ильвеса «предупреждение о том, что пенсионная система, какой мы ее знаем, может в будущем рухнуть. Вот почему я с нетерпением жду соответствующего отчета госконтроля...»

В Õhtuleht пиарщик Иво Рулль разбирает структуру президентских речей, которая год от года не меняется: «Около трети – об эстонскости и основных жизненных ценностях, треть – о положении в стране и мире, треть – личные интеллектуальные пируэты... На сей раз стрела критики направлена в тех, кто производит и рекламирует алкоголь. Я слушал и думал, предложат ли гостям на приеме выпить». По оценке Рулля, речь была «отрезвляющей». Кстати, особо прогневала Ильвеса «патриотическая» реклама алкоголя: «На мой взгляд, оборачивать бутылку водки сине-черно-белым, – сказал президент, – неловко и оскорбительно, даже омерзительно». Зато, в отличие от предыдущих лет, Ильвес не читал аудитории стихов и вставил в речь лишь одну цитату.

На Delfi Урмо Соонвальд пишет, что такие долгосрочные темы, как здоровье, образование, госбезопасность, важны для любой страны мира, однако народ явно ждал от Ильвеса высказываний о реформистской рокировке и о событиях на Украине. Майдан президент упомянул, но вскользь, а про Ансипа и Калласа даже не заикнулся, хотя всем интересно узнать, считает ли Ильвес этичным то, что происходит на самом верху исполнительной власти.

Великие комбинаторы

А происходит там натуральная рокировка: Ансипа в ЕС, Калласа в премьер-министры. Eesti Päevaleht призывает оставить первые эмоции («правление премьера, ставшего со временем надоедливым тормозом, кончилось, ура!») и присмотреться к ситуации. Во-первых, не факт, что Сийм Каллас встанет во главе кабинета министров: в 1994 году в аналогичной ситуации парламент его прокатил. Правда, тогда у Калласа не было Партии реформ. Нельзя исключать и смены партнера по коалиции, а теоретически и коалицию без реформистов. Наконец, не факт, что Каллас поможет реформистам победить на выборах 2015 года. Ни эмиграцию, ни демографию, ни бедность за год не одолеть, экономического роста – нет и не предвидится.

Postimees полагает, что Каллас отличается от Ансипа существеннее, чем кажется. При Калласе реформисты сохраняли место у кормила благодаря умелой политической игре и даже образовали коалицию с центристами: «Партия считала, что нельзя по идеологическим или историческим причинам закрывать глаза ни на одну возможную и прибыльную комбинацию». Иное дело Ансип: «После “бронзовой ночи” премьер не раз подчеркивал, что он (!) не станет сотрудничать с Сависааром, потому что ему не доверяет. Значит, какой-то иной реформист Сависаару доверять может?» Выходит, от Калласа ждут «игры на переговорах до последнего», и возможен любой исход. Газета советует не увлекаться игрой и не терять из вида целей Эстонии; в этом смысле происходящее напоминает скорее биатлон, чем покер.

Õhtuleht опасается, что, поскольку ближайший свободный от каких-либо выборов год – это 2018-й, политическая жизнь Эстонии рискует превратиться в бесконечную череду предвыборных кампаний, отчего размножатся бюрократы и застопорятся реформы. Ныне в закрытых кабинетах кипит интеллектуальная работа – партии просчитывают варианты. Оппозиция, например, решает, стоит идти во власть сейчас – или лучше подождать до 2015 года, предоставив отдуваться за нынешние неудачи кому-то другому. «Если Каллас не сумеет предложить четкий мессидж и такую же программу, – прогнозирует газета, – ничего хорошего от промежуточного правительства ждать не стоит. Тогда Калласу останется лишь идти в президенты – это место предлагает ему и Сависаар».

Чунга-Чанга – песенки поем!

Этичность рокировки вызывает сомнения у многих. Министр юстиции Ханно Певкур заявил на Delfi, что «все логично»: премьер решил уйти в отставку, ему ищут замену, что вам не нравится-то? Совершенно иного мнения радикал Март Хельме, написавший в Õhtuleht: «Не могу молчать. Я просто должен спросить. Как может быть, чтобы в одной вроде бы демократической стране человек, который десять лет прожил вдали от родины и которого эстонский народ даже не выбирал на тепленькое место еврокомиссара, в один прекрасный день берет и заявляет, что станет премьер-министром родной республики? Невзирая на все внутригосударственные процедуры, которые должны бы такому делу сопутствовать?»

Далее Хельме задает и другие, более интересные вопросы. Как может быть, чтобы вышеназванный политик был «с большой вероятностью виновным в таинственной пропаже десяти миллионов долларов, а также подозреваемым в причастности к растворению миллионов через фонд VEB»? И никакой при этом ответственности! Как нынешний премьер-министр, при котором страна оказалась в демографическом, экономическом и моральном свободном падении, может премировать себя назначением в Брюссель? Ну или из другой оперы: как можно человека, высланного из США и разыскиваемого Интерполом, рекламировать почти как мессию, коему предназначено стать создателем новой Эстонии? Как может сидеть в Кадриорге деятель с честным лицом, который ежегодно через юридически корректные схемы изымает из кармана налогоплательщика 60 тысяч евро на содержание хутора – и платит жене за ночевку в этом доме? Как может этот же человек говорить в русской школе, что Тартуский мирный договор в части границы больше не действует?

И так далее. Вопросов у Хельме накопилось вдоволь; впрочем, имен автор не называет. Зато предлагает универсальный ответ: все это возможно, потому что «Эстония из “стабильного”, сидящего на финансовой игле ЕС государства превратилась в застойную банановую республику. В квадрате. В кубе. В десятой степени». Видимо, одна надежда у нас осталась – Март Хельме. Он и его сын Мартин сразу наведут порядок: запретят пропаганду гомосексуализма, укажут на дверь чернокожим, освободят нас от гнета русского меньшинства и прочее. Заживем!..

Комментарии
Copy
Наверх