«Цари на каждом бранном поле – и на балу...»

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Портрет князя Барклая де Толли кисти Джона Доу.
Портрет князя Барклая де Толли кисти Джона Доу. Фото: wikimedia.com

К радости всех любителей истории таллиннское издательство «КПД» выпустило новую книгу Марата Гайнуллина «Галерея остзейских героев эпохи наполеоновских войн. Исторические портреты».

«Галерея...» полностью отвечает своему названию: это уникальнейший – потому что других таких нет – энциклопедический справочник, излагающий достаточно подробно биографии пятидесяти пяти героев дворян, верой и правдой служивших отечеству – и ничуть не стеснявшихся того факта, что в Российской империи, подданными которой они являлись, немцы не являлись «титульной нацией». Понятно, что к тогдашней Европе, еще не охваченной пучиной национализма и соответствующих освободительно-объединительных движений, нынешние понятия вряд ли применимы. Собственно, весь радикальный национализм, вплоть до нацизма, пошел именно из второй половины XIX века, когда европейские политики решили поставить на национальную карту – и народы принялись увлеченно мечтать о Великой Германии, Великой Италии и прочих химерах. Наполеоновские войны – из качественно иной эпохи: национальность, даже язык общения играли тогда по обе стороны фронта существенно меньшую роль по сравнению не только с происхождением, но и с понятием чести – которое, по забавному совпадению, было утрачено в ходе последующих националистических игрищ.

Книга Марата Гайнуллина повествует в конечном счете именно о чести, которая для ее героев была превыше всего. «Вглядитесь в их лица. запечатленные на парадных портретах галереи Героев, – пишет в кратком предисловии автор. – Посмотрите на награды, заслуженные в пороховом дыму кровавых сражений. Разглядите иллюстрации живописных полотен и гравют, выполненных по еще горячим следам охватившей Европу войны и рассказывающих о ее главных событиях – от военного совета в Дриссе до взятия Парижа. Познакомьтесь с фамильными гербами, гордостью остзейских дворян, снискавших славу себе и Отечеству».

Остзейские аристократы составляли значительную часть военно-дворянской касты Российской империи: в годы Отечественной войны и Заграничного похода немцы занимали почти четверть постов в высшем командном и штабном составе российской армии. Жизнеописание каждого героя книги Марат Гайнуллин начинает с портрета, полного имени (в его русском и немецком вариантах, которые, конечно, не совпадают, к примеру, графа Александра Христофоровича Бенкендорфа звали «Константин Александр Карл Вильгельм Кристоф»), военных званий и наград, одно перечисление которых может наполнить сердце любителя истории священным трепетом. К слову, наградам в «Галерее...» посвящен особый раздел, и это не только российские награды, но и иностранные, от прусских до персидских.

Далее идет биографический раздел, объем которого разнится от трех десятков страниц в случае Михаила Богдановича князя Барклая де Толли до двух-четырех страниц в случае менее известных (но, возможно, не менее любопытных) исторических персон вроде Отто Ивановича Бухгольца, который был дважды ранен в первые недели Отечественной войны, но «отличился со своими артиллеристами в Бородинской битве и потом в сражении при Тарутине, за что был награжден золотой шпагой с надписью “за храбрость”, украшенной алмазами»; в Заграничном походе Бухгольц командовал лишь резервной артиллерией, расквартированной в Варшаве. Жизнеописания пера Гайнуллина лаконичны, но не лапидарны: автор ценит точность, а она нигде не проявляется так ярко, как во множестве деталей, без которых карьера того или иного дворянина была бы скучным перечислением сражений и наград.

Книга великолепно иллюстрирована (жаль только, что все иллюстрации тут черно-белы, но можно представить, сколько стоил бы цветной экземпляр этого труда), ее поля украшены изображениями гербов и орденов, позволяющих вообразить данного персонажа куда более зримо. К сугубо военной биографии героев присовокуплены сведения об их родителях, женах и детях, что, опять же, дает более контекстную, более полновесную картину бытования остзейских фамилий в России. А фамилии эти славны далеко не только военными подвигами: со страниц «Галереи...» на нас смотрят Бенкендорфы, Будберг, Корф, Ливен, Остен-Сакен, фон дер Палены, Пиллар, Ридигер, Розен, Сталь, Энгельгардт, Эссены...

Возможно, минусом книги можно было бы счесть то, что литература, на которую опирается Марат Гайнуллин, по большей части датируется даже не прошлым – позапрошлым веком. С другой стороны, может быть, это как раз достоинство: найти сочинения Богданова или Михайловского-Данилевского под силу не каждому, между тем их отделяло от Отечественной войны всего 30-50 лет, когда живы еще были очевидцы и участники событий.

Комментарии
Copy
Наверх