Посольство РФ в Эстонии рассказало о российской позиции по референдуму в Крыму

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Посольство России в Таллинне.
Посольство России в Таллинне. Фото: Калев Лиллеорг SL ÕHTULEHT

«В связи с проведением в Крыму 16 марта 2014 года референдума по вопросу самоопределения АР Крым и его итогами полагали бы необходимым подробно разъяснить официальную позицию российской стороны», – говорится в сообщении посольства РФ в Эстонии.

«Квалификация референдума как несоответствующего Конституции Украины не имеет никакого значения для вопроса о его легитимности по международному праву. Практика реализации права на самоопределение путем отделения показывает, что по объективным причинам оно зачастую не может быть осуществлено в соответствии с национальным законодательством. В свое время США в меморандуме, представленном в Международный суд по делу о соответствии международному праву отделения Косово, заявили, что «декларации независимости могут и, по своей сути, часто нарушают внутреннее право… Однако это не означает, что имело место нарушение международного права». Помимо США, еще целый ряд государств отстаивали в суде законность действий властей Косово. Сам Международный суд заявил при этом, что «общее международное право не содержит запрет, применимый к декларациям независимости».

В связи с претензиями к России о том, что она, мол, не имеет права апеллировать к косовскому прецеденту, поскольку не признает государственность Приштины, хотели бы обратить внимание на то, что у Крыма по сравнению с Косово куда больше оснований для реализации права на самоопределение путем отделения. Косово было оторвано от Сербии путем силовой акции ряда государств без санкции СБ ООН и заявило о своей независимости невзирая на наличие легитимной, свободно избранной власти в Сербии. Принципиально важно то, что на территории Косово не проводился референдум о независимости. В этой ситуации сербское население оказалось лишено возможности высказаться и в итоге само провозгласило независимость от края. Общеизвестно и то, что никаких препятствий и угрозы для реализации права Косово на самоопределение этого края в составе Сербии (в форме автономии и т.п.) на момент объявления независимости не было. Из этого исходила и продолжает исходить Россия как в ходе слушаний в Международном суде по Косово, так и в своей текущей политике в отношении края.

Что касается ситуации вокруг Крыма, то исходим из следующего. На Украине произошел фактический вооруженный государственный переворот, в результате которого к власти пришли нелегитимные силы, пытающиеся управлять страной. На принимаемые в Киеве решения по-прежнему оказывается сильнейшее влияние со стороны национал-радикальных элементов, прибегающих к террору и запугиванию. Налицо игнорирование интересов украинских регионов, русскоязычного населения, национальных меньшинств.

В Киеве напрочь «забыли» о достигнутых 21 февраля с.г. договоренностях, о Соглашении об урегулировании ситуации, подписанном президентом В.Ф. Януковичем и оппозицией в присутствии представителей Франции, Германии и Польши. Эта ситуация подвигла легитимные власти Крыма к принятию решения о размежевании с Киевом путем проведения референдума о будущем полуострова.

Право на самоопределение закреплено в ст.1 Устава ООН. Оно не раз подтверждалось решениями Генассамблеи ООН. Среди таковых – Декларация 1970 года «О принципах международного права», Декларация 1960 года «О предоставлении независимости колониальным странам и народам». В ситуации, когда народ не имеет возможности на обретение своего статуса и защиту своих прав в рамках того государства, на территории которого он проживает, у него возникает право на самоопределение путем отделения от этого государства и/или присоединения к другому государству.

Упомянутая выше Декларация 1970 года подтверждает нерушимость территориальной целостности государств, «соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов» «и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории». В Венской декларации Всемирной конференции ООН по правам человека также подчеркивается, что государства, претендующие на защиту своей целостности, должны иметь «правительства, представляющие интересы всего народа на их территории без каких-либо различий».

На протяжении более чем 20-летней истории нахождения в составе современной Украины народ Крыма не сумел реализовать свое право на самоопределение в рамках этого государства вследствие известной политики центральных властей. В этой связи хотели бы напомнить о некоторых исторических фактах. В январе 1991 года в Крымской области состоялся референдум, по итогам которого был принят Закон Украины о восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики. В сентябре 1991 года Верховный Совет Крыма одобрил «Декларацию о государственном суверенитете», а в 1992 году была принята Конституция Крыма.

Однако далее в ситуацию вмешались власти Украины. В 1995 году решением Верховной рады Украины и Президента Украины без какого бы то ни было согласия народа Крыма Конституция Крыма была отменена. Таким образом, статус Крыма был изменен: вместо независимого государства в составе Украины (по Конституции Крыма 1992 года) вновь появилась автономная республика как территориальная единица украинского государства.

Качественное изменение ситуации произошло после того, как на Украине произошел фактически вооруженный переворот. В результате незаконного и насильственного захвата власти в Киеве ситуация в плане возможности реализации права на самоопределение в рамках украинского государства существенно ухудшилась. Так, группами лиц, контролируемыми властями Киева, предпринимались попытки свержения законных властей Крыма, было организовано их уголовное преследование.

Очевидно, что власти в Киеве не представляют весь украинский народ, а тем более население Крыма, более того, они не контролируют существенную часть территории страны, где местные органы самоуправления берут власть в свои руки.

Таким образом, у народа Крыма не осталось возможности реализации своего права на самоопределение в рамках украинского государства. В этой ситуации де-факто власти Украины должны, согласно декларации 1970 года, «воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы ... их права на самоопределение, свободу и независимость» и дать возможность мирно и свободно осуществить волеизъявление народа Крыма. Если этого не будет сделано, то крымчане будут вправе добиваться внешней поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами устава ООН.

В свете вышеизложенного Россия считает состоявшийся 16 марта референдум легитимным и призывает мировое сообщество проявить уважение к демократическому выбору народа Крыма».

Комментарии
Copy
Наверх