«Польша – единственная крупная держава, понимающая термин «массовая депортация». Через трагедии наших стран мы пришли к большему взаимопониманию», – отметил Ильвес.
«Осмотревшись по сторонам, мы наблюдаем, что Эстония и Польша придерживаются сходных представлений о том, каковы должны быть ответные меры на незаконную оккупацию, на то явление, которое я назвал бы «оккупендум» – от слов «оккупация» и «референдум», – объявил он собравшимся в президентском дворце. – Ответные меры должны быть жесткими».
Период, когда провозглашалось, что НАТО должно либо направить свой взор за пределы собственной территории, либо завершить свою деятельность, уже миновал, констатировал Ильвес. «В результате отнюдь не наших собственных действий, но действий со стороны других», – уточнил он.
«Этот период продолжался на протяжении жизни одного поколения. Мы на пороге новой эпохи, – отметил президент Эстонии. – Мне не хотелось бы давать ей имя, но мы можем назвать ее реализмом. Это означает, что нам надлежит забыть великие лозунги и иллюзии».
Первичные планы намеченной на будущую осень встречи НАТО на высшем уровне в Уэльсе предполагалось посвятить удаленным территориям, точнее говоря, завершению войны в Афганистане. Теперь же, по словам Ильвеса, уже ясно, что ее темой должно стать скорейшее возвращение к самообороне и пятой статье.
«20 лет назад звучал лозунг, что НАТО следует либо начать действовать за пределами своего региона, либо свернуть деятельность. Тогда люди не знали, что делать с НАТО», – напомнил эстонский президент, предупредив: «Лучше было бы, если бы мы сейчас вернулись в свой регион и сделали это быстрее».