Работа в России спасает нарвитян от безработицы

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Граница.
Граница. Фото: Ирина Токарева

Точное количество жителей Нар­вы, работающих в России, неизвестно, но по косвенным данным можно предположить, что речь идет о сотнях людей. Тем не менее нарвитяне работу в России считают временным выходом, они предпочли бы трудиться дома, однако годами не могут найти работу в родном городе.

Самый крупный работодатель нарвитян в России – Jura Corporation Rus, расположенный в соседнем Ивангороде южнокорейский завод по производству комплектующих для тормозных систем автомобилей Hyundai. В отделе кадров Jura Corporation Rus «Postimees на русском языке» сообщили, что сейчас на заводе числится около 130 нарвитян, все они – граждане России.

Плюсы и минусы

Нарвитянин Владимир, работающий на Jura Corporation Rus уже четвертый год, рассказывает, что устроиться на завод можно и сейчас, набор идет постоянно. «Но задерживаются на заводе только доб­росовестные работники. Пьяниц и прогульщиков быстро увольняют», – добавляет он.

Работой Владимир доволен: «Слухи, что на заводе – каторга, и корейцы из работников выжимают все соки, – неправда. Работа спокойная, условия труда хорошие, на руки я получаю чистыми около

30 тысяч рублей – 600 евро». Нарвитянин вздохнул с облегчением, когда в начале нынешнего года после ужесточения таможенных требований исчезли очереди на границе: теперь он добирается до работы в три раза быстрее.

Однако, по словам Владимира, есть и минусы: пока он работает в Ивангороде, ему не идет в Эстонии пенсионный стаж, нет у него и эстонской медицинской страховки: «И брать кредиты в Эстонии я не могу – почти все кредитные фирмы хотят, чтобы зарплата поступала в эстонский банк. Конечно, в России у меня есть и медстраховка, которой я, к счастью, пока ни разу не воспользовался, и пенсионный стаж, и счет в банке, но я бы чувствовал себя более социально защищенным, имея официальную работу в Эстонии. Уже несколько лет я не могу найти в Нарве работу с заработком 600-700 евро. Хоть курс рубля и упал, работа в Ивангороде – по-прежнему лучший вариант».

Владимир уверен, что в России можно найти более высокооплачиваемую работу: «Я мог бы устроиться в Усть-Луге или в Питере и зарабатывать в месяц тысячи полторы евро. Но тогда придется надолго расставаться с женой и детьми либо уезжать из Эстонии. Для нас Нарва – дом родной, и жить мы хотим именно здесь».

Ужесточение условий

Нарвитянка Ирина три года проработала на Jura Corporation Rus оператором.

«Мне работа нравилась: стабильная и не слишком напряженная, – говорит она. – Начальство относилось ко мне с уважением, даже грамоту дали как лучшему работнику. На руки я получала 300 евро в месяц. Трудновато было привыкать к разнице во времени: завод работает с 9.00, по нашему времени – с 7.00, да еще очередь на границе нужно отстоять – вставать приходилось каждый день в половине пятого. Но зато вечером я всегда успевала в садик за ребенком. Это была хорошая работа для матери-одиночки, и, что тоже очень важно, официальная».

Сейчас Ирина уже год безработная – с тех пор, как был прекращен договор между Jura Corporation Rus и фирмой Baltic Coinsulting, у которой завод арендовал нарвскую рабочую силу. «У меня был заключен трудовой договор с Baltic Coinsulting. Когда фирма закрылась, я могла продолжать работать на заводе только при условии регистрации по какому-либо месту жительства в Ивангороде, но у меня там нет ни друзей, ни родственников, которые на это согласились бы», – поясняет она.

Член правления Baltic Coinsulting Вадим Орлов сообщил РМ, что год назад фирма действительно прекратила сдавать в аренду рабочую силу: «Через нашу фирму поступали на завод в основном жители Нарвы с «серыми» паспортами, ради них она и создавалась. Год назад в России ужесточились условия приема на работу лиц без гражданства РФ, и эта деятельность потеряла смысл». По словам Вадима Орлова, всего через Baltic Coinsulting были трудоустроены в Ивангороде около 300 человек.

Тысячи вакансий

Руководитель нарвского отделения Кассы по безработице Алла Оявере говорит, что большинство трудившихся в Ивангороде нарвитян, трудоустроенных через Baltic Coinsulting, сейчас, как и Ирина, стоят на учете в Кассе по безработице.

По словам Аллы Оявере, у нарвитян есть большой интерес к работе в России. Это видно и по тому, сколько людей задавали воп­росы о возможностях трудоустройства представителям Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, которые приезжали на прош­лой неделе на ярмарку труда, организованную Кассой по безработице.

Начальник отдела трудовой миграции и сотрудничества с работодателями комитета Ольга Козлова отмечает, что активный интерес к Нарве комитет начал проявлять год назад: «Мы заинтересованы в гражданах России, которые могут работать у нас легально. В Петербурге, который традиционно испытывает дефицит кадров во многих отраслях, есть тысячи вакансий, в том числе в сфере торговли, строительства и промышленности».

По мнению Оявере, для многих нарвитян работа в России – единственная возможность содержать семью и платить по кредитам: «Конечно, жаль, что в Нарве нет фирм, сдающих рабочую силу в аренду: с одной стороны, это бы облегчило людям трудоустройство, с другой – их налоги оставались бы в Эстонии. Хотя в любом случае работающие в России нарвитяне большую часть своего заработка оставляют в Эстонии».

Статистики нет

Сколько же всего нарвитян трудится в России? Такой статистики нет, но некоторые предположения сделать можно. Руководитель службы по делам иностранцев отдела гражданства и миграции Департамента полиции и погран­охраны Лийс Валк поясняет, что граждане России как иностранцы, имеющие постоянный вид на жительство в Эстонии, должны зарегистрировать свое нахождение за пределами Эстонии в Департаменте полиции и погранохраны, если они выезжают более чем на 183 дня в году.

Одна из основных причин, которую обычно указывают в таких заявлениях, – выезд на работу за рубеж. В 2012 году Департамент полиции и погранохраны получил 1512 таких ходатайств, из них 1109 было подано гражданами Российской Федерации; в 2013 году всего было подано 1241 ходатайство, из них от граждан России – 950. Понятно, что не все граждане РФ обязательно работают за рубежом именно в России, но можно предположить, что несколько сотен таких людей имеется.

Число работающих в России нарвитян могла бы отражать статистика Налогово-таможенного департамента: жители Эстонии, работающие за рубежом, обязаны декларировать доходы в Эстонии. Однако нарвитяне, как правило, этого не делают – некоторые из-за незнания, некоторые из-за боязни, что придется платить подоходный налог и в Эстонии, хотя на самом деле это не так. В 2012 году свой постоянный доход в России задекларировали всего 167 жителей Эстонии.

Российские доходы и эстонские налоги

Уку Тампере

пресс-секретарь Налогово-таможенного департамента

В Эстонии действует общее правило: доходы, заработанные за рубежом, должны быть задекларированы. Уплата подоходного налога с этих доходов зависит от времени работы за рубежом и уплаченных там налогов. Если житель Эстонии работал в России менее 183 дней в течение года и уплаченный им там подоходный налог составлял менее 21% от дохода, разница налоговых ставок подлежит уплате в Эстонии. Если уплаченный в России подоходный налог составлял более

21 процента, в Эстонии ничего платить не нужно, однако уплаченный в России по более высокой ставке налог возврату не подлежит.

Если человек работал за рубежом более 183 дней в году и платил налоги в России, в Эстонии у него есть лишь обязанность дек­ларировать доход, а обязанности выплачивать подоходный налог в Эстонии нет. Согласно статистике, в 2012 году 557 резидентов Эстонии задекларировали полученный в России доход, который должен был облагаться налогом в Эстонии, на общую сумму 3,2 миллиона евро. Еще 167 человек задекларировали не облагаемый в Эстонии налогом доход на общую сумму 1, 4 миллиона евро.

Комментарии
Copy
Наверх