Эстонский язык в школах Ида-Вирумаа - кто виноват?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Елена Охакас организовала не одну учебную поездку.
Елена Охакас организовала не одну учебную поездку. Фото: Кристина Ваппе

Вымученные реформы образования Эстонии обещают вот-вот спасти школы в следующем учебном году, забывая реальность: нет учителей, нет детей, нет денег. И спасение вовсе не в поголовном знании государственного языка, его давно выучили на бытовом уровне. Причина в насильственно-принудительной, а потому и не работающей мотивации его изучать. Причем как эстонцами, так и русскими.

Надо честно признать: 20 лет Эстония импульсивно-манипулятивно вела интеграционную образовательную политику, предлагая лишь усложнение экзаменов, аннулирование прежних категорий по эстонскому языку. А полезных достижений по-прежнему смехотворно мало, половина сдающих не справляется с эпохальными экзаменами. Люди, сдающие по 5-7 раз эти экзамены, уверены в том, что заоблачно-филологический уровень тестов по эстонскому языку высокомерен по отношению к средним учительским возможностям, ученикам, обычным людям после 40. Казуистика, одним словом, кормящая великую Языковую инспекцию

Европейские деньги льются в бездонные закрома, умножая образовательные законы-заплатки. Всё труднее терпеть набеги Языковой инспекции в бюджетные сферы и пузыристый ажиотаж в СМИ о русских учителях. Похоже на круговую поруку-сговор на высшем уровне? Да, очень похоже.

А давно пора связать результаты экзаменов по эстонскому языку с ответственностью чиновников от образования всех уровней! Это не обрадует лишь наших министров.

В Ида-Вирумаа ежегодно снижается уровень изучения по результатам госов. Общественности не всегда известно о завалах на экзаменах в школах, а в СМИ часто льются победные рапорты о билингвальных кабинетах. Это политика! Причем в школах не хватает хороших учителей эстонского. Далеко не все преподаватели способны успешно обучать эстонскому языку и детей, и взрослых, не говоря о безработных. Кроме того, учителя эстонского убегают из школ в частные фирмы.

Так была вынуждена уйти из школы Елена Охакас, которая теперь преподает эстонский язык в Ида-Вируском профессиональном образовательном центре. Елена обладает потрясающей харизмой как личность и уникальной методикой овладения русскоязычным населением любого уровня эстонского языка. У нее образная живая речь, великое природное терпение и неоспоримые знания, полученные в двух университетах. Её уникальные организаторские способности, умение популярно донести сложные правила любой группе способны очаровать учеников и коллег, а её энергией можно обеспечивать всю Прибалтику.

Начиная с 2000 года, она написала 15 проектов для проведения языковых лагерей, под 14 из них Фонд интеграции выделил денежные средства. Сотрудничеством с фондом она весьма довольна: в общей сложности в организованных ей лагерях побывало более полутысячи русских и эстонских учеников.

Только что состоялась трехдневная учебно-проектная бесплатная экскурсия для 50 студентов центра - блестяще спланированная, как и предыдущие,. Был продуман маршрут, а студенты основательно подготовлены к восприятию увиденного. Маршрут охватил историко-этнографические жемчужины Эстонии: Муху, Сааремаа, Хийумаа. Не хватает столько хвалебных слов, чтобы описать восторги студентов. «Откуда у вас такие методики, что мы быстро начинаем говорить и не бояться ошибок?» - удивляются ученики. Интенсивность обучения, энциклопедические знания и бесстрашная готовность нести личную ответственность за результат обучения и бесценный опыт рыночных образовательных услуг дарят признание людей.

«Изначально я была школьным учителем и писала все проекты для учащихся наряду со своей достаточно большой нагрузкой на работе. Наверное, этот труд по организации деятельности в проекте воспринимается как само собой разумеющееся и мне свойственное», - рассказывает Елена. «Оформление документации, поиск целевой группы, проведение мероприятий, достижение всяческих договоренностей с участниками проекта, отчет и публикации в печати, и все попутное, что необходимо для успешности реализации проекта – это мне по плечу. И та сумма заработной платы, что заложена в бюджете проекта, считается для меня достаточной. Конечно, работа над любым проектом длится от полугода до календарного года, а сопутствующая бюрократия не способствует желанию заниматься проектной деятельностью», - замечает она.

В 2007 году ее пригласили в проект по обучению безработных, и с этого времени она преподает им эстонский язык в дневное время, а в вечернее обучает предпринимателей, технологов, специалистов по базам данных в Ида-Вируском профессиональном центре.

В свое время она подавала заявление на работу в Кохтла-Ярвескую русскую гимназию, однако по какой-то причине видеть в стенах школы ее не захотели. Потом ее приглашали в Орускую основную школу, но на тот момент она уже участвовала в проекте с безработными. Школа осталась без хорошего специалиста. Слишком часто так бывает: устраивают своих людей, отнюдь не самых талантливых, да и в принципе в школе столько бюрократии и нервотрепки – в том числе не без помощи Языковой инспекции – что удержать в ней хорошего учителя не так легко.

В то же время Елена Охакас считает, что свою марку порядочного, сильного, авторитетного преподавателя на позиции вольнонаемного работника надо выдерживать постоянно, что гораздо легче сделать, будучи защищенным трудовым договором на «всю оставшуюся жизнь». Но таких гарантий сейчас никто нигде не даст. А школы будут по-прежнему недосчитываться хороших специалистов и результаты госов по-прежнему будут удручающими.

Комментарии
Copy
Наверх