Святой бухой географ

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Учитель географии Служкин (Константин Хабенский) из фильма "Географ глобус пропил"
Учитель географии Служкин (Константин Хабенский) из фильма "Географ глобус пропил" Фото: livejournal.com

Наградной список фильма «Географ глобус пропил» говорит сам за себя: Гран-при на сочинском кинофестивале «Кинотавр», «Золотой орел» за режиссерскую работу и лучшую мужскую роль, «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм, немало иных наград, наконец, пять премий «Ника», которые вручили только что, 2 апреля, – «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучшая музыка».

 К этому стоит добавить, что снят «Географ» по одноименному роману Алексея Иванова, которого опять же считают чуть ли не лучшим русским писателем начала века, и за первые две недели собрал в российском прокате 120 млн рублей, полностью окупив свой бюджет.

География с биографией

Как бы кто в итоге ни отнесся к фильму, выходящему на экраны Эстонии в пятницу,    4 апреля, следует учесть, что, по мнению многих и многих россиян, «Географ» нешуточно резонирует с сегодняшней Россией, говорит о главном – по версии не центральных телеканалов, но народа.

Если говорить о жанрах, вернее всего было бы отнести «Географа» к капиталистическому реализму – по аналогии с соцреализмом: это бытовая драма, во многом продолжающая традиции советских бытовых драм, но с элементами новой жизни, которые, впрочем, не верховенствуют. Просто поводов для страданий у героев стало больше.

37-летний Виктор Служкин (Константин Хабенский) живет в Перми с женой Надей (Елена Лядова), маленькой дочкой Татой и котом Пуджиком. Отношения между супругами напряженные, Надя устала от бедности, от того, что ее мужу ничего не надо, от его пьянства. Безработный Служкин делает усилие, устраивается в школу учителем географии и пытается как-то справиться с обнаглевшими старшеклассниками. «Вы не только еще не личности, но вы даже еще не люди, – бросает он им в сердцах. – Вы – тесто, тупая, злобная и вонючая человеческая масса без всякой духовной начинки. Вам не только география не нужна. Вам вообще ничего не нужно, кроме жратвы, телевизора и сортира. Как так можно жить?»

Беда в том, что сам Служкин, в общем, ничем не лучше своих воспитанников. Ко всему прочему он давно и прочно запутался в женщинах – Служкин влюблен, кажется, буквально во всех: в Надю, в подругу Ветку, в коллегу Киру, в знакомую Сашеньку (в книге Иванова к списку добавляется школьная любовь Лена).

При этом Служкин живет почти как святой, пусть и не монах. «Я для себя так определяю святость: это когда ты никому не являешься залогом счастья, и когда тебе никто не является залогом счастья, но чтобы ты любил людей и люди тебя любили тоже, – объясняет герой Ветке. – Совершенная любовь, понимаешь?

Совершенная любовь изгоняет страх». Что ничуть не мешает ему минуту спустя оказаться с Веткой в постели. Унылое потаскушничество (здесь все готовы пойти со всеми, то есть, по большому счету, все всем безразличны), помноженное на отсутствие каких бы то ни было перспектив, – это и есть то бытие, которое, как кажется в первой половине фильма, определяет сознание героя.

Служкин не Гумберт?

Но в глубине души Служкина есть нечто такое, чего быт задавить не может. Именно что «совершенная любовь», святость, подвижничество, какой-то ему самому не вполне ясный, но очень живой свет, делающий его человеком. Только этому Служкин и может попытаться научить подростков, а не экономической географии, такой же унылой, как все остальное.

И вот Виктор Сергеевич отправляется с группой оболтусов в поход – сплавляться по таежной реке с гибельными порогами. Дело осложняется тем, что в числе прочих в поход идет и школьница Маша (Анфиса Черных), в которую Служкин всерьез влюбился, и в Маше пробуждаются столь же сильные ответные чувства. Как поступить в этой ситуации взрослому мужику? Служкин делает выбор, который будет помнить всю жизнь...

Роман Алексея Иванова был написан в 1995 году, но режиссер перенес его действие в наши дни, так что в кадре появляются и мобильные с фотоаппаратами, и YouTube, и другие приметы сетевой эпохи. Однако суть от этого не меняется и измениться не может. Подобная история могла иметь место и при социализме, и вообще при любом строе.

В «Географе» есть пресловутая правда жизни, что и подкупает. А еще это фильм о том, что даже когда ты утратил всякую надежду, опустился, оскотинился, сдался, говоря метафорически, пропил глобус, – ты, тем не менее, можешь остаться собой. И даже другим показать, как это – оставаться собой. Ключевое слово – самоуважение.

«Географ глобус пропил» (2013)

• По одноименному роману Алексея Иванова.

• Режиссер: Александр Велединский

• Авторы сценария: Александр Велединский при участии Рауфа Кубаева и Валерия Тодоровского

• В ролях: Константин Хабенский, Елена Лядова, Анфиса Черных, Александр Робак, Евгения Хиривская

• Композитор: Алексей Зубарев («Аквариум»)

• Длительность: 124 мин.

• Бюджет: 80 млн рублей

• В кинотеатрах Эстонии с 4 апреля

Комментарии
Copy
Наверх