Тайна куриной ножки

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Михкель Марипуу

Пенсионерка, пожелавшая, как обычно, вечером купить в столичном магазине Maxima гриль-курицу за полцены, с удивлением узнала от продавщицы, что такую продукцию-однодневку теперь не уценивают, а выбрасывают. А вот пресс-секретарь торговой сети утверждает, что пригодные к употреблению продукты питания в мусор точно не отправляются.

На прошлой неделе пенсионерка Нелли Рогова отправилась в магазин Maxima по адресу Нымме-теэ, 23а, где она привыкла по вечерам покупать со скидкой выпечку и гриль-продукцию, которую обычно уценивали после 20 часов. Гриль-курица на прилавке присутствовала, только вот цена на нее была обычной. На вопрос женщины, в чем причина, продавщица огорошила ее известием: скидок на такие товары магазин больше не делает.

Пенсионерка отправилась домой и поделилась своим огорчением с дочерью – журналисткой нашего еженедельника Верой Копти. По роду деятельности привыкшая выяснять причины непонятных явлений, Вера сама отправилась в Maxima вместе с матерью, где поинтересовалась у продавщицы, что же теперь магазин делает в конце дня с гриль-курицей, которую больше не продает за полцены. «Мы ее выбрасываем», – по простоте душевной (как выяснилось впоследствии) призналась женщина.

Имя, сестра!

С вопросом о том, зачем магазин избавляется от продуктов, которые так выручали пенсионеров и других покупателей со скромным доходом, мы обратились к пресс-секретарю Maxima Эркки Эрилайду, чем безмерно его удивили. В первую очередь, он поинтересовался тем, в каком именно магазине Maxima произошел вышеописанный диалог, и как зовут продавщицу, которая сообщила клиенту информацию о судьбе гриль-курицы. «Магазин точно не заинтересован в том, чтобы выбрасывать пригодные для реализации товары, – уверял Эрилайд в письменном ответе на наш запрос. – Если что-либо еще можно продать, на такой товар, разумеется, делается скидка. Мне важно знать, кто был тот человек, который утверждал, что таких скидок у нас больше нет».

Противоречивая информация из двух разных источников требовала проверки, и Вера Копти, живущая неподалеку от Maxima на Нымме-теэ, снова посетила магазин. За прилавком с гриль-продукцией никого не оказалось, и Вера заглянула в подсобное помещение, где обнаружила работницу магазина. На вопрос журналиста о том, продается ли по вечерам гриль-продукция со скидкой, та ответила: «Мы такие товары больше не уцениваем».

«Но как же так, – удивилась Вера. – Ваше начальство говорит, что вечерние скидки по-прежнему действуют». «Не знаю, как в других магазинах, но у нас – нет, – отрезала женщина. – У нас такие правила». Чтобы иметь возможность ссылаться на ее слова, Вера попросила ее представиться (бейдж на одежде женщины был перевернут именем вовнутрь), на что та ответила отказом. Секрет Полишинеля раскрылся уже на выходе из Maxima, где красовалась фотография неприветливой дамы с подписью: «Заведующая магазином Юлия Мартынчук».

В поисках логики

Услышав конкретное имя, Эркки Эрилайд пообещал разобраться в ситуации. Через некоторое время он позвонил автору этих строк и сообщил, что недоразумение прояснилось: о том, что гриль-продукцию не уценивают к вечеру, а выбрасывают, покупателю никто не сообщал и сообщить не мог, поскольку это неправда. «Возможно, клиент был слишком раздражен или, хотя мне и не хотелось бы делать такие предположения, пьян, – рассуждал в телефонном разговоре Эрилайд. – Объясните мне, где здесь логика? Зачем магазину выбрасывать товар, который можно продать?»

Теперь настал черед изумиться Вере Копти, которая в собственной трезвости и адекватной оценке слов продавца сомневаться, разумеется, не могла. Поскольку представитель магазина настаивал на личном разговоре с обратившимся к нам покупателем, она позвонила Эрилайду. В ходе эмоциональной беседы тот долго подвергал сомнению слова Веры, а под конец сообщил, что каждый конкретный магазин Maxima сам может решать, что делать с гриль-продукцией в конце дня. Загадкой осталась личность таинственной продавщицы, которая, как продолжает до сих пор утверждать Вера, невольно открыла ей страшную тайну магазина. «Если злополучную курицу не уценивают, и никто не покупает уставшую за день томиться на горячем мармите птичку по обычной цене, куда же она девается после закрытия магазина?» – недоумевает журналист.

Остатки сладки

Под напором двух сотрудников редакции представитель Maxima все же согласился предоставить редакции официальный комментарий торговой сети. Ответ он дал в письменном виде, подчеркнув, что хочет быть уверен в том, что его слова будут правильно истолкованы.

«Если продавец дал клиенту неверную информацию, это очень прискорбно, – сообщил Эркки Эрилайд. – Разумеется, магазин не выбрасывает пригодные к употреблению продукты питания, а, наоборот, делает все для того, чтобы более эффективно их реализовать. Если остаток соответствующего товара на складе это позволяет, на него делается скидка до истечения срока годности (kõlblik kuni). Если какой-либо продукции не осталось, уценивать нечего. Как правило, в крупных магазинах остается товар, на который можно снизить цену, и потребители активно используют возможность купить что-нибудь дешевле. Поэтому продающийся со скидкой товар зачастую очень быстро раскупается. Выбрасывать качественные товары – это точно не цель магазина».

***

Комментарий

Пресс-секретарь Департамента защиты прав потребителей Кадри Пауль:

«Закон не обязывает торговое предприятие уценивать товары, их можно продавать по одной и той же стоимости до истечения срока реализации. Снижение цены в этом случае – это решение самого предприятия. Срок реализации („годен до” – „kõlblik kuni”) или минимальный срок хранения („лучше употребить до” – „parim enne”) устанавливает производитель на основании соответствующих тестов, и он может различаться для разных товаров. Выпечку и гриль-продукцию торговое предприятие имеет право продавать до истечения срока реализации („kõlblik kuni”). После указанной даты такие товары продавать нельзя».

Представители других торговых сетей о действующих в них правилах

Пресс-секретарь Prisma Peremarket Сильвер Сяга:

«В магазинах Prisma не уценивают выпечку и гриль-продукцию с истекающим сроком реализации, хотя цель Prisma – выбрасывать как можно меньше товара. Но поскольку мы стремимся обеспечивать в магазинах широкий выбор товаров в течение всего дня, иногда приходится выбрасывать отдельные продукты из последней партии. Мы постоянно анализируем цифры продаж и стараемся прогнозировать их как можно точнее, чтобы изготавливать подходящее количество продукции. Запрет на продажу товаров с истекшим сроком реализации установлен законодательством, и в магазинах Prisma мы очень тщательно выполняем план самоконтроля и требование по уничтожению товаров с истекшим сроком реализации».

Глава отдела по связям с общественностью Selver Анника Вилу:

«Обычно мы снижаем цену на товары по необходимости, но за час до закрытия магазинов мы всегда продаем выпечку, а также горячие блюда и салаты с открытого прилавка готовой еды за полцены. Это позволяет нам сбыть большую часть продукции, и еды мы выбрасываем очень мало».

Глава отдела маркетинга и коммуникаций Rimi Eesti Food Андрия Лиллеоя:

«В магазинах Rimi и Säästumarket мы готовим различную выпечку, и срок ее хранения составляет 24 часа. Так что мы вынуждены выбрасывать все булочки и пирожки, которые не распродаются в пределах одного дня к моменту закрытия магазина. Но обычно мы идем навстречу своим клиентам и даем им возможность покупать выпечку для немедленного употребления во всех магазинах Rimi с 20.00 до 22.00 с 30-процентной скидкой. Так мы уменьшаем количество продукции, которую должны выбросить. Пирожки и булочки, продающиеся поздним вечером, также очень свежие, они, как правило, готовятся во второй партии за день, в послеобеденное время. Что касается магазинов Säästumarket, гриль-продукция продается только в одном из них, а свежая выпечка – в двух, и в этих магазинах отдельных вечерних скидок нет. Срок хранения гриль-продукции – четыре часа. Как правило, такие изделия раскупаются в запланированных количествах, и мы выбрасываем очень малое их количество».

Член правления ABC Supermarkets (Comarket) Андрус Пыльд:

«Срок реализации выпечки, в зависимости от изделия, составляет от шести до 24 часов. Для гриль-продукции (также в зависимости от товара и условий) он может составлять от двух до шести часов. По вечерам после 21.00 мы даем нашим клиентам возможность купить не распроданную за день пригодную к реализации гриль-продукцию и выпечку со скидкой до 50%. Мы планируем приготовление гриль-продукции и выпечки таким образом, чтобы в течение дня продать ее, так что объемы списываемого и выбрасываемого товара у нас минимальны».

Глава отдела маркетинга Eesti Tarbijateühistute Keskühistu (Maksimarket, Konsum, A ja O) Кайли Кахл:

«Для скоропортящихся товаров (с маркировкой „kõlblik kuni“) установлен срок реализации, который обозначен на упаковке и по истечении которого их не имеет права продавать ни одно торговое предприятие. Разумеется, бывают ситуации, когда этот срок начинает истекать, и на это нужно реагировать, и в таком случае до окончания срока реализации на товары делается скидка для всех клиентов. Выбрасывать продукцию – это самая крайняя мера для нас, мы все же стараемся найти каждому товару покупателя. Мы также плотно сотрудничаем с Продуктовым банком».

Заведующая продуктовым отделом таллиннского универмага Kaubamaja Кадри Агурайуя:

«Выпечку мы передаем благотворительной организации, а гриль-продукцию (срок годности которой составляет четыре часа) выбрасываем в соответствии с законодательством в сфере пищевой продукции и предписаниями Закона об отходах. Мы соблюдаем соответствующие законы Эстонской Республики, но не хотим продавать товары с истекшим сроком годности еще и потому, что стремимся предлагать клиентам качественную продукцию».

Глава отдела маркетинга Stockmann Эрика Ярв:

«У каждого продукта питания есть свой определенный срок реализации. По вечерам, если становится ясно, что товар не удастся распродать по обычной цене к моменту закрытия универмага, мы делаем на него скидку. Соответствующее решение принимает заведующий отделом. Продукция, которая остается непроданной после закрытия универмага, утилизируется как биологические отходы. Количество товара, который выбрасывается после закрытия, назвать невозможно, так как оно в разные дни варьируется. Но эти объемы точно невелики, так как мы стараемся планировать свои закупки как можно точнее».

Комментарии
Copy
Наверх