С правами человека в ЭР по-прежнему есть проблемы

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Правозащитники Анни Сяэр и Кари Кяспер.
Правозащитники Анни Сяэр и Кари Кяспер. Фото: Liis Treimann / Postimees

Эстонский центр по правам человека представил отчет о ситуации с обеспечением прав в Эстонии в 2013 году, обозначив основные болевые точки нашего общества. Как оказалось, проблем у нас достаточно много – насилие, неравное обращение, дискриминацию можно найти в самых разных сферах жизни Эстонии.

Границы должны стать прозрачнее

Так, по мнению специалистов центра, Эстония нуждается в независимом мониторинге происходящего на границе, чтобы эта сфера стала предельно прозрачной. Дело в том, что защитникам прав человека при ООН кажется весьма подозрительным, что с просьбой предоставить убежище к властям Эстонии обращается слишком мало беженцев.

Их в несколько раз меньше, чем, например, в соседней Латвии, где независимый мониторинг уже проводится. Возникает впечатление, что на пограничных пунктах к просьбам о предоставлении убежища не прислушиваются, не обеспечивают условий для подачи соответствующих заявлений и их рассмотрения. Возможно, пограничники просто отклоняют эти прошения об убежище?

«Мы не требуем, чтобы каждому ходатайствующему об убежище был предоставлен статус беженца, но предлагаем, чтобы у каждого была возможность получить на свое прошение обоснованный ответ», – сказал Кари Кяспер, руководитель Центра по правам человека в Эстонии.

Рабство XXI века

Еще одной острой проблемой для Эстонии остается торговля людьми. Рабство, к сожалению, не изжито и в ХХI веке.

«Торговля людьми имеет различные формы. Одна из наиболее известных – сексуальная эксплуатация, – рассказывает Анни Сяэр, занимающаяся в Центре по правам человека этими проблемами. – В бордели Европы переправляют немало девушек из Эстонии, только в одном Люксембурге к занятиям проституцией принуждались в общей сложности, по нашим данным, около 90 девушек».

«Государство должно проводить информационные кампании, чтобы объяснять молодежи: не стоит клевать на заманчивые объявления о высоких заработках танцовщиц в европейских барах и ночных клубах. Часто только на месте девушка понимает, что никакими танцами она не расплатится за перелет, питание и проживание и прочие „долги”. А люди, занимающиеся подобным бизнесом, умеют добиваться своего: девушки попадают в сексуальное рабство, выход из которого они часто найти не в состоянии», – говорит Анни Сяэр.

Национальная рознь

Но и внутри Эстонии забот у защитников прав человека предостаточно. К примеру, наболевшая проблема с предоставлением эстонского гражданства.

«Мы уже несколько раз обращались в министерство с предложением рассмотреть вопрос об автоматическом предоставлении эстонского гражданства детям, родившимся в Эстонии у родителей с неопределенным гражданством, – говорит Кари Кяспер. – Однако это до сих пор остается нерешенной проблемой. По сравнению с 2012 годом новым стал вопрос с двойным гражданством в том случае, если по рождению человек обладает гражданством Эстонии и какой-либо другой страны. И хотя дебаты по этому вопросу продолжались несколько лет, правящая коалиция решила, что имеющихся исследований и анализов недостаточно, чтобы принять положительное решение».

Как подчеркивается в докладе, предложение о том, чтобы на законодательном уровне предусмотреть наказание за расизм, ксенофобию и разжигание межнациональной вражды, которое начали обсуждать еще в 2012 году, так и не сдвинулось с мертвой точки. Центр по правам человека предлагает также увеличить количество исследований, рассматривающих проб­лемы равного доступа к получению образования, трудовой занятости и карьерному росту русскоязычного населения Эстонии.

Также рекомендуется разработать стратегию в отношении трудовой миграции. У местного населения слишком много страхов и предубеждений в отношении трудовых мигрантов – для их преодоления нужны специальные информационные кампании. Также необходимо определить долгосрочные цели – какие иностранные специалисты и в каком количестве требуются Эстонии.

Частная жизнь – неприкосновенна?

Одна из характерных особенностей 2013 года для специалистов, занятых в области прав человека, – повышенное внимание к вопросам неприкосновенности частной жизни. Эту тему поставило на повестку дня «дело Сноудена».

Законодательная и исполнительная власти должны пересмотреть порядок опубликования в Интернете личных данных, считают составители доклада о «Правах человека в Эстонии 2013», а в Рийгикогу нужно провести расследование, чтобы установить, насколько службы безопасности Эстонии могли быть связаны с американскими программами прослушивания и слежки.

Кого и как любить

«Положение сексуальных меньшинств – это тема, обсуждение которой в Эстонии проходит зачастую слишком эмоционально», – начала свое выступление Анн Вяльятага, ассистент по исследованиям Центра.

В частности, финансировавшаяся Министерством социальных дел кампания «Различия обогащают», посвященная альтернативным моделям семьи, вызвала раздражение некоммерческого объединения «Защита семьи и традиций». НКО обвинило министерство в неправомерном расходовании средств налогоплательщиков и требовало прекратить финансирование кампании, собрав многочисленные подписи под своей петицией. Однако в министерство поступили и письма, выражавшие благодарность за программу «Различия обогащают».

Преодолеть враждебность в отношении сексуальных меньшинств в 2013 году не удалось, констатирует доклад Центра по правам человека. Его рекомендации: принять Закон о совместном проживании, дающий право на заключение брака однополыми партнерами; разработать меры, обеспечивающие людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией защиту от дискриминации и враждебного отношения.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх