Юрий Вендик: международные силы обороны стран Балтии

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Юрий Вендик (Маловерьян).
Юрий Вендик (Маловерьян). Фото: SCANPIX

Как считает московский колумнист Postimees Юрий Вендик (Маловерьян), армии трех стран Балтии имеет смысл сделать международными силами обороны, в которых могли бы служить добровольцы из стран Европейского союза.

Интернет изначально был проектом ЦРУ и сейчас продолжает развиваться как таковой». Одной этой фразы президента соседней страны достаточно для того, чтобы страны Балтии прекратили мудрствования по поводу лояльности своего русскоязычного населения и 5-й статьи Устава НАТО как гарантии безопасности и начали немедленно действовать.

Действовать таким образом, чтобы вывести свою обороноспособность на совершенно иной уровень. Руководство соседней страны живет в своем мире, в котором параноидальные мифы и предрассудки являются реальностью (ниже об этом более подробно). В этом мире, кстати, уже давно живет большая часть, так сказать, простого народа России, что еще больше усугубляет ситуацию.

Postimees уже выносил на суд читателей идею о том, что Эстония или все страны Балтии могли бы стать «Северным Израилем» (Eerik-Niiles Kross, «Püha maa põhjas», postimees.ee, 30.03), в том смысле, что западные союзники могли бы финансировать их резко усиленные-увеличенные силы обороны.

Идея отличная, но одной ее может быть недостаточно. Дело в том, что у стран Балтии не только средств маловато, но и населения. В то же время Эстония, Латвия и в какой-то мере Литва нуждаются в сильных пехотных и воздушных войсках, противовоздушной, противотанковой и противоракетной обороне, во флоте, береговой охране, быстродействующих специальных подразделениях, которые могли бы молниеносно справиться с «человечками» какой угодно окраски и еще бог знает с чем. Личный состав должен исчисляться десятками, если не сотнями тысяч, включая профессиональных военных.

Даже если в Эстонии, Латвии и Литве найдется достаточное количество молодых людей, готовых служить в армии, пострадает экономика этих стран, лишившись такого большого количества предпринимателей и работников, находящихся в самом расцвете сил.

Так что единственный выход – это превратить эстонскую, латвийскую, а также, возможно, литовскую армии в международные силы обороны, чтобы в воинских частях этих стран могли служить добровольцы из ЕС. У нас в ЕС, в конце концов, свободный рынок рабочей силы, так почему бы его не расширить и на армию?

Как ни крути, но это лучше, чем доставлять в страны Балтии воинские части союзников. Во-первых, это решит известную политическую проблему: наши европейские союзники особо не горят желанием посылать «своих парней» куда-то за границу, потому что этого не хотят избиратели. Но если бы «свои парни» сами, добровольцами, прибыли на северо-восточную границу НАТО, не представляя какую-то страну, а деньги на их содержание выделялись бы из отдельного бюджета НАТО, этот вариант был бы политически более предпочтителен как для избирателей, так и для властей стран ЕС.

Во-вторых, иностранные военнослужащие в любую минуту могут покинуть страну так же быстро, как они туда и прибыли. Даже если во время кризиса они прибывают в страну на постоянной основе, а не в порядке ротации, они смогут покинуть страну после смены очередного президента, канцлера или правящей коалиции. Международные же воинские части, разумеется, никуда не денутся.

Наличие таких воинских час­тей решит и проблему, о которой писал министр обороны Эстонии (Sven Mikser, «Et kriis ei läheks raisku», Diplomaatia, 4/2014). А именно, что теперь НАТО придется принимать во внимание «сократившееся время предупреждения». Военная сила будет находиться на месте, и в случае необходимости отреагирует моментально.

Эту инициативу, по идее, должны поддержать и руководящие органы ЕС – в их глазах это будет серьезный шаг к единой европейской оборонной политике.

Политическая договоренность НАТО и ЕС о формировании и финансировании таких воинских частей – дело самой собой разумеющееся. Что касается действий самих стран, то, например, Эстонии придется внести поправку в Закон о службе в Силах обороны, в соответствии с которым «на действительную службу в Силах обороны Эстонии может поступить по контракту гражданин, годный к действительной службе и владеющий эстонским языком».

Кроме того, придется внести поправку и в Закон о языке, в соответствии с которым в армии и Кайтселийте служебным языком и языком, на котором отдаются приказы, является эстонский язык (ведь рабочим языком в новых воинских частях должен быть, очевидно, английский и/или эстонской язык), а также в ряд других законов, которые касаются прав военнослужащих, например, социального обеспечения и т.д.

Словом, необходимо создать условия для того, чтобы парни из Германии, Бельгии или Испании могли без проблем поступить на действительную службу в Эстонии и общими усилиями защищать Европу – и желающие наверняка найдутся.

Конечно, пацифисты найдут что возразить, и одно из их возражений может быть следующим: этот кризис скоро закончится, а мы останемся со своими огромными военными городками и ордой иностранных наемных солдат.

Во-первых, не закончится. Потому что это не временный кризис, а экзистенциальное противостояние, и это, к счастью, стали понимать и наши друзья в Западной Европе. Даже если наблюдающаяся сейчас напряженность спадет, противостояние и непредсказуемость противника останутся.

В конце концов, в России сис­тема правления построена таким образом, что в случае смерти Путина или просто отстранения его от власти с большой долей вероятности можно предположить, что в стране начнется хаос. И тогда нам нужно быть готовым ко всему, в том числе, например, к походам самозваных «собирателей империи».

Во-вторых, пресловутая непредсказуемость. Правила рациональности больше не действуют. Наш противник живет не в нашем мире, о чем уже было сказано выше. И слова о том, что Интернет – это проект ЦРУ, не единственный тому пример.

Во время своей очередной прямой линии, состоявшейся 17 апреля, Путин, как отмечали многие обозреватели, попытался послать Западу «месседж», что он по-прежнему адекватен и готов торговаться, но чтобы впредь с его требованиями тоже считались. И ему, конечно, не удалось дать это понять. По той простой причине, что в современном мире он неадекватен.

Примерно как приглашенный играть в футбол гопник, пырнувший соперника ножом и удивленно вопрошающий: «Да вы что? Он же меня толкнул! И ваша команда все равно сильнее! И почему судья, гад, ко мне придирается? Я точно знаю, у вас тоже нож в кармане! Эй, парни, давайте играть дальше».

Можно привести немало примеров подобного «мировоззрения», прозвучавших во время четырехчасовой сольной партии Путина. Кому было интересно, так и так слушали-читали это выступление, так что нет смысла цитировать господина президента.

Особенно запомнился один момент: Путин сказал, что Запад обещал Советскому Союзу, что НАТО не будет расширяться на Восток, и не сдержал своего обещания. Этот миф, порожденный переговорами 1990 года, в которых участвовали Джеймс Бейкер, Гельмут Коль и Михаил Горбачев накануне объединения Германии, неоднократно опровергался, но время от времени о нем вспоминают пророссийски настроенные умники, высказывающиеся по вопросам мировой политики в Интернете, а также опустившееся до их уровня российское руководство.

Глава страны, владеющий информацией и адекватно ее анализирующий, мог бы понять, что такое обещание дать невозможно. Ан нет, товарищ президент, очевидно, искренне полагает, что один политик, пусть он даже и госсекретарь США, мог дать подобное «обещание» от имени всех будущих администраций своей страны и всех других народов.

В реальности Путина мировая политика – это игра с нулевой суммой, небольшие народы являются объектами, а не субъектами этой игры, и любое ему непонятное или неконтролируемое им явление, будь то Майдан или развитие Интернета, это происки врага против Великой России.

С такой «системой взглядов» спорить невозможно. Попытайтесь, к примеру, переубедить доморощенных сторонников российской геополитики в том, какую роль играет Интернет. Или гопника на футбольном поле.

Только надежные силы обороны могут послужить основанием для ответа и дальнейшей дискуссии. Вот тогда и продолжим игру.

Комментарии
Copy
Наверх