Паабо: Все мы немного неандертальцы

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В минувшую пятницу знаменитый шведский антрополог с эстонскими корнями, профессор Института эволюционной антропологии Макса Планка Сванте Паабо выступил в Тарту на международном форуме генетиков с интереснейшей лекцией.
В минувшую пятницу знаменитый шведский антрополог с эстонскими корнями, профессор Института эволюционной антропологии Макса Планка Сванте Паабо выступил в Тарту на международном форуме генетиков с интереснейшей лекцией. Фото: Margus Ansu

Благодаря профессору Института эволюционной антропологии Макса Планка Сванте Паабо, сына шведского ученого — Нобелевского лауреата и уроженки Эстонии, многие женщины с полным правом могут называть своих мужей неандертальцами.



Возглавляемая профессором Паабо группа ученых недавно доказала, что предки европейцев вступали в связь с неандертальцами. В минувшую пятницу профессор Паабо выступил в Тарту на международном форуме генетиков. Postimees, воспользовавшись случаем, взял интервью у ученого.

Вам удалось узнать, что люди не способствовали вымиранию неандертальцев и что в нашем геноме содержится 1-4 процента неандертальца. Вы годами работаете с ДНК неандертальца. Что вы он них думаете?

Во-первых, это не означает, что мы их не уничтожали или они нас не убивали. И наши предки, и неандертальцы могли это делать. Но это действительно замечательно знать, что они продолжают жить в нас.

При работе с ДНК неандертальцев у вас не возникало особого к ним отношения на личном уровне?  

Честно говоря, не возникало. Интересная мысль с интеллектуальной точки зрения. В недалеком будущем, возможно, мы больше узнаем о неандертальцах, и тогда можно будет сложить пазл из различных геномов.

Вас критиковали за ранние работы по изучению неандертальцев. Но я читал, что вы довольно критично относитесь к себе.

В этой области я самый суровый критик по отношению к самому себе. Очень важно избежать загрязнения исследуемого материала чужой ДНК. Прежде действительно случалось, что при работе в чужой лаборатории исследуемый материал на 40 процентов носил следы чужих примесей.

Вы утверждаете, что клонировать давно исчезнувшие виды невозможно. Так что, никакого парка Юрского периода не будет?

Думаю, что в останках давно исчезнувших видов мы не обнаружим информации ДНК, необходимой для клонирования. Это невозможно. Другой вопрос, удастся ли нам восстановить эти виды так, как они выглядели. Благодаря современным технологиям это, может, и удастся сделать, но в конечном итоге это будет фальшивка. Я совершенно уверен, что нам удалось бы создать из слонов животных, похожих на мамонтов, но на самом деле это будут не мамонты, а слоны, которые выглядят, как мамонты. Воссоздать неандертальцев, безусловно, невозможно, но мы можем увидеть влияние характерных для неандертальцев генов, например, на лабораторных мышей.

Что же мы унаследовали от неандертальцев?

Сейчас мы знаем только  то, что между людьми и неандертальцами существовали связи, но какие именно, это еще предстоит исследовать. Но есть определенные свойства, которые мы получили от неандертальцев и которые играют большую роль в нашем развитии.

Ваша мать эстонка, и я слышал, что вы приехали сюда вместе с матерью.

Моей матери уже 86 лет и, к сожалению, она очень устала. Мама родилась в Валга, и мы планировали побывать в Южной Эстонии, но на этот раз я возвращаюсь в Швецию.

О чем будет ваша следующая научная статья?

Думаю, она будет посвящена результатам изучения т.н. сибирского человека, отличающегося от современного человека еще больше, чем неандерталец. Надеюсь, что она увидит свет в этом году.

Все ваши статьи вызывают большой интерес .

Многие ученые занимаются куда более важными вещами, например, изучением рака. Но эта область науки , в которой я работаю, действительно, вызывает у людей очень большой интерес.

Вы очень скромный человек, не любящий излишнего внимания?

Лишнего внимания и впрямь не люблю. В то же время замечательно заниматься делом, которое нетрудно объяснить, скажем, своей матери или детям.

Кем вы себя считаете — шведом, эстонцем или космополитом?

Надо признать, что я космополитический швед.

Сванте Паабо
• Шведский генетик, изучающий пути эволюции.
• Родился 20 апреля 1955 года в Стокгольме.
• Первый ученый, которому удалось выделить ДНК человека, жившего тысячи лет назад. Он выделил ДНК египетской мумии, возраст которой 2400 лет.
• В результате последнего исследования установил, что в генах современных людей содержится 1-4 процента неандертальских «примесей». Следов смешения с неандертальцами нет в генах африканцев.
• В настоящее время исследует т.н. сибирского человека. ДНК, выделенная из фаланги пальца, позволила сделать вывод, что наряду с неандертальцем и предками современного человека на Земле обитал еще один до сих пор неизвестный вид Homo.
• Возглавляет отдел эволюционной генетики Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия).
• В 2007 году журнал Time назвал его в числе ста самых влиятельных ученых.
• Отец Паабо — лауреат Нобелевской премии в области медицины Суне Бергстрем, мать — эстонка Карин Пяэбо.
Источники: Википедия, Time, Novaator

Комментарии
Copy
Наверх