Лайне Рандъярв: готово ли наше общество к благотворительности?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Лайне Рандъярв
Лайне Рандъярв Фото: Urmas Luik

В Эстонии есть семьи, для которых ни теперешнее детское пособие в 19 евро, ни новое в 45 евро не играют особой роли, поскольку они живут в достатке. Что если предложить таким семьям частично или полностью отказаться от детского пособия? – задается вопросом вице-спикер Рийгикогу Лайне Рандъярв (Партия реформ).

Ни для кого не новость, что в Эстонии есть бизнесмены, организации и отдельные частные лица, для которых благотворительность – естест­венная и неотъемлемая часть жизни. Предприниматели, как правило, с большим удовольствием поддерживают культуру и спорт, остальные помогают детским домам, приютам для животных и другим учреждениям, нуждающимся в дополнительной поддержке со стороны общественности.

В процентном отношении количество жителей Эстонии, которые готовы часть своих доходов отдавать на благотворительность, невелико. Конечно, одна из причин этого – наши небольшие зарплаты, еще и обремененные докризисными жилищными кредитами и автомобильными лизингами. Другая причина кроется в отсутствии традиции.

Если обратиться к примеру США, где благотворительность укоренялась в сознании людей, по крайней мере, на протяжении последних двух столетий и является естественным, повседневным делом, то мы увидим, что американское общество заслуженно гордится своим независимым и крупным благотворительным сектором.

Поразительно, что, согласно данным 2011 года, самые бедные американские семьи отдали на благотворительность гораздо большую часть своих доходов (3,2%), чем состоятельные американцы (1,3%). Люди с низкими доходами, как правило, жертвуют религиозным организациям и общественным благотворительным фондам, тогда как богатые предпочитают поддерживать университеты,музеи и больницы.

Для чего я об этом говорю? Теперь, когда достигнута договоренность о повышении детского пособия с 19,18 до 45 евро, начали раздаваться голоса, что, мол, неправильно повышать пособие для всех без разбора и поддерживать следовало бы те семьи, которые действительно испытывают трудности, и нехватка денег в семье отражается на качестве жизни детей, что сужает для них возможности развития и выбора.

Конечно, в Эстонии есть семьи, для которых ни теперешнее детское пособие в 19 евро, ни новое в 45 евро не играют особой роли, поскольку они живут в достатке, и их материальное положение стабильно. Что если предложить таким семьям час­тично или полностью отказаться от детского пособия? Но готовы ли мы к благотворительности?

Мы могли бы, например, организовать государственный целевой фонд поддержки малообеспеченных семей, куда и направлялись бы все эти деньги. Я считаю, что было бы разумно двигаться в сторону более ответственного общества, в котором государственная поддержка не воспринималась бы как нечто само собой разу­меющееся, а ее потенциальные получатели задавались бы вопросом: а не нуждается ли кто-то другой в этих деньгах больше меня? Такое отношение, в свою очередь, позволяло бы удерживать низкие налоговые ставки и способствовало бы развитию экономической среды, в которой перераспределения средств было бы меньше, так что всем в итоге жилось бы лучше.

Обращаясь к тем, кто чувствует, что благодаря своим доходам не особенно нуждается в государственном детском пособии, которое в 2015 году составит 45 евро, я искренне надеюсь, что в нашем обществе достаточно много людей, которые хотели бы присоединиться к этой идее. В случае возникновения дискуссии по этому вопросу я надеюсь также на понимание и взвешенное отношение со стороны СМИ.

Своих детей я родила и вырастила еще в советское время. На работу вышла, когда дочке исполнилось полгода – нужны были деньги. Детское пособие я не получаю, поскольку теперь мои дети взрослые – и поэтому у меня лично нет возможности от него отказаться. Однако по велению сердца я очень активно участвую в благотворительности и считаю нужным делать пожертвования. И я очень рада, что мои дети разделяют эту точку зрения.

На данный момент нет ни инициативной, ни рабочей группы. Есть лишь идея, с которой все может начаться. Конечно, идея эта нуждается во всестороннем обсуждении.

Поскольку в моем предложении нет никакой «обязаловки», то для ее воплощения не стоит выдумывать и слишком строгих правил. Важно, чтобы деньги отказавшихся от детского пособия людей оставались в социальной сфере и использовались в конечном итоге на нужды детей – тех детей, которые действительно нуждаются.

Для начала нужно желание. И только потом можно будет искать пути, каким образом средства, выделенные из госбюджета на детские пособия, от которых получатели отказались, дошли бы до тех, кому они и правда необходимы.

Вопрос о том, как эта сис­тема должна работать на практике, одним махом не решить. В нашем э-государстве можно было бы сделать так, чтобы при заполнении декларации о доходах человек при желании отказывался от пособия, запланированного на будущий год, поставив галочку в нужном ряду. Уверена, что есть и ряд других механизмов, которые можно разработать, если общественность будет к этому готова.

Невозможно спрогнозировать число тех, кто готов отказаться от пособия – ведь это зависит не только от дохода людей. В более широком смысле это философский вопрос, вопрос менталитета, способности к эмпатии и желания участвовать в общественной жизни.

Идея инициировать дискуссию по этому вопросу родилась из желания предложить критикам коалиционного договора возможность изменить систему пособий в лучшую сторону.

Роль государства не в том, чтобы математическим путем вычислить получателей и не-получателей пособий. Нам необходимо воспитывать граждан, которые способны брать на себя ответственность и готовы отказаться от государственной поддержки, если считают, что они в ней особо не нуждаются.

Комментарии
Copy
Наверх