Яна Тоом: в ЕС никто не знает, сколько зубов у нашего пенсионера

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Яна Тоом
Яна Тоом Фото: Лийс Трейманн

На прошедших в воскресенье выборах в Европарламент кандидат от центристов Яна Тоом получила мандат, набрав 25 263 голоса и обойдя не только всех действующих министров, но и Эдгара Сависаара.

В интервью «Postimees на русском языке» Тоом объяснила, почему, на ее взгляд, в Европарламенте центристам проще договориться с реформистами и что один человек способен сделать для других внутри бюрократической машины ЕС.

Какой была ваша первая реакция, когда вы поняли, что проходите в Европарламент?

Раз избиратель решил, что я нужнее в Брюсселе, так тому и быть. И здорово, что нам удалось внедрить в голосовавших мысль, что трибуна Европарламента достаточно высока, чтобы с нее попытаться решить проблемы нашей страны, нашего общества. Я отдаю себе отчет, что шесть человек от Эстонии – это очень мало, а один человек – это в шесть раз меньше, но я все равно попытаюсь представлять там интересы моих избирателей.

Имеет ли в Европарламенте какое-то весомое значение личность отдельно взятого депутата или там сильнее фракции, политические альянсы и объединения? Вы ведь в одной политической фракции с реформистами.

На русскоязычных дебатах в студии ETV2 справедливо заметили, что в некоторых вопросах мы с Урмасом Паэтом выступали дуэтом, то есть дополняли друг друга и сошлись во мнении по нескольким вопросам. Например, мы оба считаем, что есть необходимость в выравнивании европейской финансовой политики. Приведу пример: шведские банки, которые выводят из Эстонии прибыль, одалживают ее своим материнским предприятиям в Швеции. Поэтому их пенсионные фонды имеют гораздо большую прибыльность, а эстонские пенсионные фонды, как бы это помягче выразиться, совсем не прибыльные. Это требует выравнивания, как и социальная политика, потому что любое неравенство в объединении государств, тем более таком амбициозном, как Евросоюз, – источник недоверия и напряженности.

Речь об этом уже шла на встрече уполномоченных нашей партии с бывшим премьер-министром Бельгии Ги Верхофстадтом, который как раз и возглавляет в Европарламенте фракцию «Альянс либералов и демократов за Европу», куда входят депутаты и от Центристской, и от Реформистской партий. К моему удивлению, он эту мысль поддержал, сказав, что нужно в этом направлении двигаться и есть уже наработки Европейской комиссии – пакет социальных инвестиций. В Евросоюзе прекрасно понимают, чем чревата социальная нестабильность. Идея этого пакета – обеспечить жителю ЕС, – не гражданину, а жителю, это важно подчеркнуть, – минимальный пакет социальных услуг. Это новый поворот в европейской социальной политике, потому что до сих пор под объектами для инвестиций понимали дороги, инфраструктуру, оборону и так далее... А тут инвестиции именно в человека! Ведь если мы не можем инвестировать в человека, все остальное теряет смысл.

В этой социальной программе предусматривается увеличение не только минимальных пенсий, но и других пособий?

Если я сейчас скажу: «Всё, с завтрашнего дня мы начнем увеличивать пенсии», то этого не случится. Дело в том, что ЕС – огромная бюрократическая машина, которая работает медленно, но верно. И если решение принято, то рано или поздно оно будет воплощено.

Завтра ничего не изменится, но чем больше мы будем об этом говорить, тем больше шансов, что это произойдет. Я не хочу ни в кого кидаться камнями, но я не заметила ни у одного из депутатов предыдущего созыва никаких выступлений по этому поводу. Они настолько вошли в азарт, представляя Эстонию на европейской арене как очень удачливую дисциплинированную маленькую страну, ну просто такого северного тигрика, что совершенно забыли о том, как живут наши люди. И когда я на конференциях беру слово и говорю, что наши люди заплатили очень дорогую цену за маастрихтские критерии и разные дисциплинарные штуки, то народ очень удивляется, потому что об этом никто не знает.

Все знают, как бедствуют пенсионеры Греции, но никто не знает, сколько зубов во рту у нашего пенсионера! И поэтому мне понравилось, что сказал позавчера ночью Андрус Ансип: «До сих пор наши депутаты работали единым фронтом и между ними было полное согласие и нас понимали с полуслова, а теперь картина изменится, потому что один депутат будет говорить другие вещи, и тогда наши вчерашние союзники начнут исходить из того, что правда где-то посередине». А это так и есть.

Вас сравнивают с Татьяной Жданок. Как вы относитесь к ее деятельности?

У меня нет кумиров. Я не могу сказать, что хочу подражать Жданок или, скажем, Келаму. Нет, я сама по себе. Но к Татьяне Аркадьевне отношусь с глубоким уважением хотя бы потому, что благодаря ей обладатели серых паспортов ездят по Шенгенской зоне без визы. Это огромное дело сделано одним человеком. Один этот факт обеспечил ей мандат в Европарламенте до конца жизни.

Почему вы обошли Эдгара Сависаара?

Если говорить о чистых условиях игры, то я его не обошла. Если бы я говорила каждый день, что я в Брюссель не поеду, я набрала бы такое же количество голосов, как Ольга Сытник – 329. Условия были неравными, потому что Эдгар не только с самого начала сказал, что туда не поедет, но и повторял это каждый день и при этом получил 18 с половиной тысяч голосов. Любой кандидат, который прошел в Европарламент, в подобной ситуации туда бы не попал. Так что я не могу сказать, что это проигрыш Сависаара.

Как вы думаете, почему за вас голосовали?

У меня достаточно внятная программа. Я не утратила свой репутационный ресурс, кроме того, у нашей партии было всего два русских кандидата. Я уверена, что за меня голосовали не только русские, немаленькая поддержка была и среди эстонцев. Если мы посмотрим на число голосов, то увидим точную картинку эстонского общества: у Центристской партии около 74 тысяч голосов, из которых 37 тысяч – у нас со Стальнухиным. Мне нравится такое сравнение: в Эстонии есть три работающих интеграционных механизма – спорт, вооруженные силы и Центристская партия.

Считаете ли вы себя star – звездой на политическом небосклоне? (Не отвечает, задумывается.) Вот вы судитесь с КаПо, вот выигрываете суд, вы постоянно находитесь в состоянии борьбы с кем-то... Согласитесь, что в последнее время вы стали очень популярным человеком.

Я не считаю себя звездой. Более того, мне претит, когда работу политика оценивают категориями шоу-бизнеса. В этом смысле я уверена, что за меня голосовали не потому, что я длинная и рыжая и что у меня язык хорошо подвешен, а потому что я умею работать, и я это доказала. Меня сейчас буквально рвут на части. Вот позвали в передачу Tegija. Я спрашиваю, почему, а мне отвечают: потому что вы сейчас обнаружились. Я обнаружилась лет 29 назад! Это говорит о том, что у нас разные инфополя, эстонцы про нас ничего не знают, а реагируют на результат, который стал для них неожиданным. Он и для меня неожиданный! Я не star, я работаю.

Так сложилось, что в нашем списке было много людей, которые принесли много голосов, а Партия реформ буквально выехала на Ансипе. Если бы не Ансип, они бы не получили два мандата. А Ансип не будет участвовать в выборах в Рийгикогу в следующий раз, и Кайи Каллас, которая получила больше 21 тысячи голосов, тоже не будет...

Кроме разработки социального пакета, чем бы вам хотелось заняться в Европарламенте?

На этот вопрос я буду в состоянии ответить через неделю, когда разберусь в механизме всех возможностей евродепутата. Мое желание заниматься какими-то вопросами – это одно, а обещание непременно ими заняться – несколько другое. Поэтому для ответа на этот вопрос, если можно, я возьму тайм-аут. В любом случае я сделаю все от меня зависящее, чтобы не подвести избирателей.

Русскоязычные кандидаты на выборах набрали:

• Яна Тоом (Центристская партия) – 25 263 голоса

• Михаил Стальнухин (Цент­ристская партия) – 11 505 голосов

• Евгений Осиновский (Социал-демократическая партия) –2909 голосов

• Евгений Криштафович (Независимый кандидат) – 594 голоса

• Михаил Лотман (Союз Отечества и Республики) – 523 голоса

• Ольга Сытник (независимый кандидат) – 329 голосов

• Валев Кальд (Объединенная левая партия) – 231 голос

• Наталья Китам (Социал-демократическая партия) – 208 голосов

• Светлана Ивницкая (независимый кандидат) – 169 голосов

• Дарья Воронцова (Партия зеленых) – 109 голосов

• Дмитрий Силбер (независимый кандидат) – 96 голосов

Комментарии
Copy
Наверх