Трийну-Мари Отс: хороший семейный врач сможет собрать медицинский пазл

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Трийну-Мари Отс
Трийну-Мари Отс Фото: SCANPIX

Каким бы хорошим ни был врач, работая в одиночку, он не в состоянии оказать качественную медицинскую помощь. Для этого нужна слаженно работающая команда медиков, считает член правления Общества семейных врачей Трийну-Мари Отс.

Хороший врач и качественная врачебная помощь далеко не всегда синонимы. Легенды слагаются о врачах, которые даже не смотрят на пациента и игнорируют все его вопросы, однако в операционной считаются хирургами с золотыми руками.

Семейному врачу репутацию хорошего врача одними золотыми руками не заслужить. Пациент ценит личный контакт с семейным врачом, чем более доверительные отношения устанавливаются между ними, тем более доволен своим врачом пациент. Для пациента хороший семейный врач – это доступный врач, к нему всегда можно прийти и рассказать о своей беде.

Проблемы со здоровьем требуют быстрого решения, и каким бы хорошим ни был врач, пациенту от этого толку мало, если он не может попасть на прием. Для врача же важно установить степень срочности решения проблемы.

Ничья беда не может считаться второстепенной, но с точки зрения бронирования времени приема и организации работы важно сразу определить, страдает человек от приступов кашля, которые продолжаются уже три недели, или же от внезапно возникшего удушья и боли в груди. Понятно, что в какой-то момент пациент больше не может откладывать визит к врачу по поводу длительного кашля, но как врач я должна отдать предпочтение пациенту, чье состояние представляет потенциальную угрозу для жизни.

Качество в работе семейного врача на самом деле понятие гораздо более широкое: оно начинается с улыбки работника регистратуры и умения отвечать на звонок пациента и вплоть до оснащенности цент­ра семейных врачей.    

Каким бы хорошим ни был врач как человек или как медик, работая в системе в одиночку, он не в состоянии оказывать качественную медицинскую помощь, поскольку в таком случае невозможно гарантировать такую доступность медицинской помощи, какую ожидают пациенты. Отличная команда, компетентные медсестры и слаженная работа помогают разрешить проблему дефицита самого главного ресурса – времени.

В советских поликлиниках медсестры в кабинетах врача зачастую работали секретарями, сегодня это специалисты, которые самостоятельно могут решить значительную часть проблем. Четыре года обучения в вузе дают им прекрасную медицинскую подготовку, и в наших условиях дефицита рабочих рук было бы ошибкой использовать таких специалистов лишь в качестве ассистентов врача.

Работая в отделении экстренной медицинской помощи, я часто слышу жалобы пациентов на то, что последнее время они своего семейного врача вообще не видят, их проблемами занимается семейная медсестра. Когда начинаешь вникать в дело, то, как правило, выясняется, что семейная медсестра предложила адекватное и удовлетворительное лечение, поэтому визит к врачу уже и не требовался.

Семейные медсестры осознают рамки своей компетенции и при необходимости консультируются с семейным врачом – точно так же, как семейный врач советуется с врачом- специалистом.

Мне как врачу трудно представить себе, как выглядит в глазах пациента идеальный визит к доктору. Люди и их ожидания очень разные. От врача ждут прежде всего профессионализма. Понятно, что если он десять лет осваивал в университете свою профессию, то его знания в области медицины должны быть достаточно обширными и основательными, к тому же подкрепленными его опытом практикующего врача.

Для себя я установила критерий, как обращаться с пациентами в пределах имеющихся у меня знаний и возможностей: я представляю себе, а что если бы на мес­те пациента с тем или иным недугом была моя мама, какое лечение и какое обращение со стороны врача в таком случае меня устроило бы. Так я борюсь с рутиной и спешкой. Но такой способ обращения нравится не всем.

Тот, кто хочет просто получить направление к кардиологу, которого хвалила соседка, может вообще не понять моего углуб­ленного подхода к его проблеме. Для такого пациента я всего лишь тормоз, препятствующий реализации его права воспользоваться благами государственной медицины. Здесь может возникнуть еще одна причина возможного конфликта и повод для разного понимания того, что такое хороший семейный врач.

В основном такие проблемы решаются с помощью общения. Как врач я хочу разобраться в медицинской проблеме, но мне встречались и такие пациенты, которые не считали нужным разъяснять мне, в чем проблема, поскольку до этого все время обращались к врачам-специалистам,, и от меня им нужно было только направление.  

Неловко выдавать направление к своим коллегам-специалистам при отсутствии у меня информации по самой проблеме. В моем представлении хороший семейный врач не дает направление к специалисту без своей гипотезы по поводу диагноза – просто на консультацию. Если кто-то из врачей-специалистов действительно хочет сам наблюдать своего пациента – и такое право, а часто и необходимость в этом бесспорно есть, – он может просто пригласить к себе пациента, и нет смысла тратить на это время семейного врача.   

В течение последнего года у меня была возможность взглянуть на нашу систему здравоохранения с разных сторон. Работая в отделении экстренной медицины Северо-Эстонской региональной больницы, я нередко имею дело с пациентами, которым вполне мог бы помочь семейный врач, но они не обращаются к нему. Одни ссылаются на то, что нужно долго ждать приема или что врач в отпуске, а другие упирают на то, что семейный врач все равно не поможет.

Зачастую люди приходят в отделение неотложной медицины потому, что рассчитывают быстрее попасть на обследование. В большинстве же случаев истина лежит где-то посередине.

Львиная доля проблем вызвана разным представлением о том, какую помощь должен оказывать семейный врач и что можно ожидать от него. Нередко пациент относится к семейному врачу как к промежуточному звену на пути к врачу-специалисту, не понимая, что и семейный врач может направить на обследование, назначить анализы и проконсультироваться с врачом-специалистом, причем на любом этапе. Семейный врач, как правило, имеет более полную картину о состоянии пациента. В общем, можно сказать, что кашель лечит не только пульмонолог, а от боли в желудке избавит не только хирург.

Хороший семейный врач способен составить медицинский пазл из отдельных деталей. В сложных случаях, опираясь на результаты анализов и информацию, полученную от врачей-специалистов, ему приходится решать вопрос, какие лекарства сочетаются друг с другом. Лекарство, назначенное в больнице, в идеальных для лечения условиях, может не дать ожидаемого эффекта дома, когда скажутся неожиданные побочные эффекты.

Часто люди полагают, что семейный врач не может помочь, поскольку один человек не в состоянии все знать. На мой взгляд, профессия семейного врача тем и привлекает, что она уникальна! У всех врачей, учившихся в Эстонии, общая альма-матер, в большинстве своем они учились у одних и тех же преподавателей, получили одну и ту же общую подготовку. Как человек использует полученные знания, зависит уже от его личных качеств, и далеко не все врачи-специалисты или семейные врачи в равной степени владеют искусством общения с пациентом.

Я поступила в резидентуру по семейной медицине с сознанием того, что именно здесь я смогу наилучшим образом помочь людям. Я не претендую на глубокие знания в области нейрохирургии, не разбираюсь в технике проведения операций на глазах, которой владеет однокурсница, ставшая глазным хирургом, но я хорошо знаю симп­томы, с которыми пациента в срочном порядке нужно направлять к тому же нейрохирургу.

Помню, как я была разочарована, когда на лекциях в университете узнала о том, что существуют болезни, в отношении которых медицина бессильна, а есть заболевания, которые проходят сами собой, без всякого лечения. В таких случаях именно врач обязан разъяснить проблему. Думаю, что хороший семейный врач – это такой врач, который доходчиво объяснит пациенту, в чем суть его заболевания, как оно может протекать и каковы возможности лечения.

И наиболее подходящий вариант лечения врач выбирает вместе с пациентом. Конечно, и врачи бывают разные, и их подходы к лечению разнятся, но сегодня, когда доступна любая информация, в том числе касающаяся медицины, мне представляется, что наилучший вариант – обсудить план лечения вместе с пациентом. Когда человек сам участвует в составлении плана лечения, он чувствует ответственность за свое здоровье.

Я предпочитаю вместо понятия «медицинская наука» использовать выражение «искусство врачевания». Хотя, конечно, медицина является наукой, и в своей работе мы руководствуемся достижениями науки. Но что действительно является искусством, так это то, как врач использует в общении с пациентом свои знания и навыки, исходя из типа личности пациента, его психики, привычек и еще сотен других мелочей.

Комментарии
Copy
Наверх