Олимпийский поход эстонских футболистов

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Футбольная сборная Эстонии на Олимпиаде-1924 в Париже.
Футбольная сборная Эстонии на Олимпиаде-1924 в Париже. Фото: Из частного архива

Менее чем через месяц на стадионах Бразилии стартует чемпионат мира по футболу: грандиозное событие в мире спорта, сравнимое с Олимпиадой.

Нынешнее поколение эстонских футболистов может лишь мечтать о том, чтобы попасть в финальную часть этого турнира. Но когда-то такое событие в нашей истории уже было. Ровно 90 лет назад, в мае 1924 года футбольная сборная Эстонии сыграла на Олимпиаде в Париже.

Первый тренер сборной Эстонии – венгр

На заре становления государственности народ Эстонии переживал необычайный эмоциональный подъем. В том числе и в области спорта. Наряду с Национальным Олимпийским комитетом одной из первых спортивных организаций стал Эстонский футбольный союз. Уже к лету 1923 года в Эстонию пришло письмо, подтверждающее принятие ЭФС в ряды международной организации ФИФА. Это открывало команде дорогу на главный международный турнир того времени – Олимпиаду.

Подготовка к Олимпиаде началась зимой. В Таллинн пригласили ветерана венгерского футбола Ференца Конью, который стал первым профессиональным тренером в Эстонии, и подход его был соответствующим.

Венгр пытался научить эстонских игроков комбинационной игре, но эти старания плодов не приносили. Эстонские футболисты не очень любили играть в пас, а делали ставку на силовую борьбу и выносливость. Некоторые из ветеранов не приняли новые методы и откололись от команды. Конья стал привлекать к тренировкам не только опытных игроков, но и молодежь. В его команде появился 17-летний вратарь Эвальд Типнер и 19-летний защитник Ральф Лийвар.

«Когда я пришел на тренировку, то Конья удивил меня своим подходом, – вспоминал Ральф Лийвар. – Венгр отлично говорил по-немецки и по-русски, так как во время Первой мировой войны он был в плену у русских. И когда начинались занятия, все свои команды заканчивал русским словом «вперед!». Тренировки были очень серьезными, и молодежь очень старалась. Я не мог позволить себе прогулы занятий, потому что мой уровень тогда был не так хорош». (I. Schwede. Väike Jalgpallipiibel. 2001)

Для определения окончательного состава команды тренер 4 мая провел контрольную двустороннюю игру между «стариками» и «новичками», которая завершилась ничьей – 3:3. В этот день в Париже начались первые олимпийские соревнования, хотя старт футбольного турнира был назначен на 24 мая. Церемонии открытия как таковой тогда не проводили.

Долгая дорога в Париж

10 мая наши футболисты отдельной делегацией собрались на Балтийском вокзале. Провожали команду с оркестром и речами. Паровоз повез команду не в Париж, а транзитом через Ригу в Будапешт, где Конья уже договорился о контрольной игре с местной командой. В Венгрию наша сборная прибыла только утром 15 мая, и выяснилось, что пока она добиралась, первый состав венгерской команды уже уехал в Цюрих готовиться к Олимпиаде.

Играть пришлось с теми, кто на Олимпиаду не попал. Учитывая силу венгров, которые в те годы считались одной из самых техничных команд Европы, тренер Конья считал поражение со счетом 1:5 вполне приемлемым, однако в итоге все получилось намного хуже. После первого тайма сборная Эстонии проигрывала 0:3, а во втором тайме в ворота нашего Аугуста Ласса было забито еще 4 гола. Сразу после матча обескураженная эстонская команда на поезде отправилась в Париж.

«В Ригу мы поехали в спальных вагонах, а там нас пересадили в вагоны третьего класса, видимо, исходя из экономии. До Будапешта спали на полках для чемоданов и в гамаках, – вспоминает Ральф Лийвар. – В Венгрии нас принимали хорошо, а в Вене высадили из поезда – не было виз. Когда все документы исправили, пришлось ехать через Швейцарию». (I. Schwede. Väike Jalgpallipiibel. 2001)

Утром 21 мая эстонская команда побывала на приеме у президента ФИФА Жюля Риме, а уже вечером посмотрела контрольный матч, в котором олимпийская сборная Франции обыграла обладателя Кубка Англии клуб «Вест Хэм Юнайтед» – 2:1. После этой игры французы сразу же получили статус фаворита турнира.

Из 22 сборных турнира 19 были европейскими, Северную Америку представляла команда США, Южную Америку – Уругвай, а афро-азиатский регион – Египет. С учетом того, что турнир должен был проходить по системе «проигравший выбывает», некоторым командам предстояло провести матчи предварительного круга. Календарь игр был составлен по жребию, и соперником Эстонии стала команда США.

Тренер Ференц Конья в определении основного состава предстал консерватором: несмотря на неуверенную игру атаки в контрольных матчах, он не рискнул доверить место молодым, а выставил практически тот же состав, что и ранее: вратарь Аугуст Ласс, защитники Арнольд Пихлак, Отто Сильбер, полузащитники Эльмар Кальот, Бернхард Рейн, Харальд Каарман, нападающие Хуго Вяли, Хейнрих Пааль, Эдуард Элльман, Оскар Юпраус и Эрнст Йолль.

Роковые пенальти

Уже на второй минуте Рейн дальним ударом потревожил вратаря американцев Джеймса Дугласа. Затем Пааль едва не забил гол с середины поля, а на 6-й минуте Дуглас отразил мощный удар Юпрауса. Спустя минуту Ласс спас команду после атаки капитана американцев Стрэдана. После этого инициатива перешла к сборной США, и на 15-й минуте грянул гром.

В борьбе за мяч в штрафной площади нашей команды сошлись Кальот и американец Брикс. Судья назначил пенальти в ворота Ласса, что стало шоком для эстонской команды. Исполнять 11-метровый вызвался Стрэдан. Его удар оказался сильным и точным – 0:1, но до перерыва наша команда постоянно угрожала воротам американцев. Как отмечала после матча газета Le Matin, эстонцы «владели инициативой, но в нападении действовали медленно и забить не смогли».

В перерыве Конья внес коррективы, поменяв местами полусреднего Юпрауса и левого крайнего Йолля. Когда команды выбегали на поле, литовские футболисты, оставшиеся посмотреть матч, начали скандировать «Ласс! Ласс!», и этот клич был поддержан остальными. Публика заставила сборную Эстонии идти в атаку. Элльман прорывался между защитниками и был сбит. Судья снова назначил пенальти.

Лучшим пенальтистом в сборной Эстонии считался Эльмар Кальот, но это был явно не его день: 23-летний игрок сильно нервничал. Первый удар Кальот нанес еще до свистка судьи, и мяч улетел выше ворот. Арбитр не пошел на поводу у американцев и попросил удар перебить. Но Кальот в этот момент был уже надломлен психологически. Его повторный удар пришелся в перекладину ворот: самый реальный шанс спасти матч был упущен. До конца игры наша команда так и не нашла в себе силы изменить ход поединка. Поражение 0:1 оставило ее за бортом турнира.

Теперь, спустя годы, можно отметить, что у сборной Эстонии был реальный шанс проявить себя на международной арене. Как показала игра, американцы были вполне нам по силам, а по сравнению с результатами наших соседей счет 0:1 оказался весьма приличным (литовцы проиграли швейцарцам 0:9, а латыши французам 0:7). К тому же в случае победы над американцами у нашей команды была возможность сразиться с сильнейшей командой мира – Уругваем.

По возвращении из Парижа 14 июня на Балтийском вокзале уже не было ни оркестра, ни громких слов. Выступление футболистов разочаровало, и на этом фоне прошел весь год сборной, все остальные товарищеские матчи наши футболисты проиграли, а по окончании сезона первого тренера национальной сборной тихо уволили. И тем не менее участие футбольной команды в Олимпийских играх стало по-настоящему историческим событием для всего эстонского спорта.

Комментарии
Copy
Наверх