Одной волною накатило, другой волною унесло

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Архив ДД

Нас вновь накрыло волной очередной антиалкогольной кампании. Алкоголь – яд, кто бы спорил, но кампании достали так, что впору с горя запить.

Снова подорожание спиртного, масса статей в СМИ, лавина социальной рекламы… Все это уже было, все это будет снова. Непонятно одно: почему ж народ-то как пил, так и пьет? И ладно, если бы просто пил, так еще и за руль в состоянии от «слегка взямши» до просто скотского садится, тонет во внешних и внутренних водоемах Эстонии и устраивает пьяные разборки с поножовщиной.

Каждый понедельник я с огурцом

Что так? Неужели люди рекламы не видели? Да вот же она только что висела на всех столбах и крутилась по телеканалам! Про славного парня, который раньше по пятницам выпивал, а теперь занимается спортом, про приличную женщину, которая, уложив детей спать, тут же хваталась за стакан, а теперь одумалась, да и в прошлом году одно «будь огурцом» чего стоило.

Нас пугали окровавленными телами, потом пришли к выводу, что антиалкогольная кампания «должна быть веселой». Эксперт по бихевиористике из TNS Emor Кай-Рийн Вероманн сообщила, что использование в антиалкогольной кампании пугающих фактов часто не только не работает, но и приводит к противоположному результату. По ее мнению, алкогольная антиреклама должна быть сделана с юмором и носить развлекательный характер.

«При проведении подобных кампаний, – говорит Вероманн, – часто используются устрашающие факты, но согласно исследованиям, развлекательные кампании действуют эффективнее, чем образовательные, так как люди больше внимания обращают на развлекательный характер сообщения и юмор. Тогда они меньше концентрируются на критическом анализе содержания и внутренне меньше сопротивляются рекламе».

Но каждую пятницу я…

Ага, «ржунимагу». Страшные реки крови побудили особо нервных искать успокоения в бутылке; про огурец, видимо, был юмор, но и он помог мало. Может быть, потому, что в сознании многих пупырчатый овощ ассоциируется отнюдь не с трезвым образом жизни, а наоборот, с разгулом души. Рассказ юноши о физкультуре по пятницам, похоже, тоже никого сильно не впечатлил: в конце напряженной рабочей недели, да еще вечером?..

Я, например, укушу любого, кто предложит мне, пластом лежащей на диване после работы, забега по магазинам, уборок и готовок, еще немножечко побегать и попрыгать. Но вот вина выпью. А если кто-то вообще занимается физическим трудом, а тут мы, такие: дружище, покрути хулахуп!.. Так что про социальную рекламу можно сказать словами классика: «Очки не действуют никак».

Тогда, конечно, остается другой выход: подорожание. Ну да, ну да, а то у нас в жизни ничего не дорожало, а случайно подорожав, кого-то остановило. Насмешка судьбы заключается в том, что дорого стоит только хороший алкоголь, который употребляют или люди, от алкоголя не зависимые, или богатые алконавты, которым это подорожание как слону дробина.

Жуткое пиво, ядовитые лонг-дринки, плодово-выгодная краска для заборов и поганая – «самая безопасная в своем классе» – водка, которыми упиваются рядовые пьяницы и стремящиеся обогатить их ряды, все равно стоят копейки. Если сильно подорожают – те, кому очень хочется, будут травиться политурой и самогоном, это мы уже проходили. Поэтому не стоит прикрывать поднятие акцизов занавесом заботы о здоровье сограждан: смешно, ей-богу.

Жесть в жестянке

Последствия нашего – которого уже по счету – весеннего антиалкогольного припадка я наблюдала в минувшую субботу на пляже Штромка, куда выбралась, в отличие от многих, позагорать. Как известно, пляжный сезон у нас теперь вот уже года два как начинается с 1 июня, но подлая погода июня дожидаться не пожелала и сделалась хорошей без согласования с городскими властями. В результате этого атмосферного самоуправства на пляже было много людей и очень много строительного материала помимо песка.

Затейливо украшенные гниющими водорослями щебень, гравий, булыжник и битый кирпич в полосе как бы прибоя были представлены в ассортименте, кое-где поблескивало битое и очень острое стекло, по ветру летали пакеты и салфетки, повсюду валялись пустые пачки и грязные бумажки. Зато не было кабинок и мусорных бачков: сезон-то начнется, когда дожди пойдут! Но бог с ними, с урнами и кабинками, спасатели тоже еще не начали свою работу. А народ уже отдыхал.

Господа, он отдыхал по-настоящему! Причем это была не пресловутая «коплиская рвань» неопределенного возраста, а красивая и пока еще, видимо, здоровая молодежь, судя по ряду внешних признаков, вполне обеспеченная и даже немножечко образованная, можно сказать, цвет нации. Молодежь прибывала на пляж транзитом через магазин «Регалия» с тяжелыми фирменными пакетами в руках, в которых все звякало и булькало.

Но это «всё» отнюдь не являлось ни вином Шато Мутон-Ротшильд урожая 1945 года, ни коньяком Hardy Perfection 140-летней выдержки, ни даже водкой «Серый гусь». Увы, набор был рассчитан на намеревающихся спиться дешево и сердито: пиво в стекле, пиво в пластике, пиво в жестянках и разнообразные лонг-дринки в том же самом.

Пускай на пляже ребята ляжут

Часть молодежи только начинала отдыхать, другая уже вовсю отмечала праздник Похмелайнен, кто-то веселел раньше, кто-то позже. Наше светлое будущее пило, орало, ржало, шаталось, купалось, а затем выплывшие засыпали в рядочек, на манер шпрот. Что они, эффективной рекламы с юмором про огурец не видели, что ли? Но никто им про юмор не напоминал, поскольку законопослушные посетители пляжа дружно желали не-огурцам одно: а чтоб вы утонули. Конечно, это не по-христиански, но христиане у нас на пляже – спасатели, сезон работы которых еще не начался. Когда начинается – да, они по берегу ходят, с алкоголем и стеклянной тарой гонят, дебоширить не разрешают, порядок блюдут.

И вот мне интересно, а где была полиция: хоть государственная, хоть муниципальная? По-моему, сотрудникам обеих служб несложно было выстроить логическую цепочку: погода шепчет – народ потянется – сезон не начался – спасателей нет – перепьются, все загадят, не ровен час, утонут. Прогулка патруля туда-сюда – и всё, грязный пляж очищен хотя бы от пьяных, заодно и полицейские воздухом подышали бы. Но нет, у нас другие методы. И цирк на дроте: малопьющая часть населения обречена созерцать абсолютно лишенную для нее смысла рекламу, созданную за ее же деньги, «акцизнопереплаченные» за хорошее и, естественно, менее вредное спиртное.

А с пьяными за рулем совсем просто. Поймали – конфисковать средство передвижения и лишить водительских прав на всю жизнь. Поймали такого лишенца без прав за рулем – сразу реальный тюремный срок. Говорите, что суровость наказания не приводит к снижению уровня преступности? Не верю. Ведь государственные мужи не верят, когда им говорят, что КПД от антиалкогольной рекламы и увеличения акцизов равняется нулю. Поэтому мы и находимся в положении взаимного цугцванга.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх