Аналитики критикуют лидеров G20

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Несмотря на все существующие разногласия между сильнейшими государствами планеты, лидеры «большой двадцатки» все-таки уместились на одной фотографии.
Несмотря на все существующие разногласия между сильнейшими государствами планеты, лидеры «большой двадцатки» все-таки уместились на одной фотографии. Фото: AFP/SCANPIX

Участники завершившегося в Канаде саммита G20 — «большой двадцатки» — приняли совместную декларацию, но, как отмечают критики, страны, преследующие разные интересы, не смогли договориться между собой.



По итогам завершившегося позавчера в Торонто саммита было принято, на первый взгляд, четкое и общее заявление: к 2013 году страны обещали сократить дефициты бюджетов в два раза, к 2016 году — уменьшить размер внешнего долга и всячески, в соответствии с возможностями каждой страны, способствовать восстановлению роста экономик.

США и накануне саммита, и во время встречи «большой двадцатки» обвиняли страны Европы в том, что они тормозят рост экономики, и критически отзывались о политике сверхжестких урезаний, считая ее неверной. Тем не менее, по окончании саммита президент США Барак Обама сказал: «Все ясно — мы движемся в одном направлении». Это подтвердили и представлявшие Европу президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу и президент Европейского совета Херман ван Ромпей.

Аналитики, положительно отзываясь о достигнутом консенсусе, говорят об отсутствии широкого сотрудничества, направленного на преодоление финансового кризиса. Так, например, дефицит бюджета обещали снизить только те страны, которые и ранее предпринимали шаги в этом направлении, — Великобритания, Франция и другие страны Европы. Развивающиеся страны и Япония, столкнувшаяся с большими проблемами, воздержались от обязательств.

Еще один пример: широко поддержанное в Германии предложение облагать специальным налогом банки не нашло отражения в декларации. В ней говорится лишь о том, что страны будут регулировать свои финансовые системы и при желании вводить налог на банки. Более точные правила в отношении банковских систем будут определены на следующем саммите, который пройдет в ноябре в Сеуле.

Нет единого мнения

По мнению Financial Times Deutschland, саммит G20 оказался безрезультатным. «Для достижения такого результата не нужна встреча на высшем уровне: в Торонто 20 ведущих стран договорились, что не придерживаются единого мнения», — пишет газета.

По словам канадского ученого-экономиста Алана Александроффа, ясно, что  достичь реального соглашения не удалось. «Кризис разделяет нас, и достичь консенсуса становится все сложнее», — заявил он агентству AFP.

На прежних встречах в верхах, например, полгода назад в американском Питтсбурге или еще ранее в Лондоне, по его словам, таких разногласий не возникало.   

По мнению директора-распорядителя МВФ Доминика Стросс-Кана, эти разногласия не являются катастрофой, просто все страны движутся с разными скоростями.

«Катастрофой стало бы, если бы все страны одновременно начали вводить ограничения», — заявил глава МВФ и добавил, что подобный удар по экономическому росту маловероятен.

По мнению критиков, способность 20 стран к будущему сотрудничеству в области экономической и финансовой политики была поставлена под сомнение, поскольку у развивающихся и экономически развитых стран интересы разнятся.

Это иллюстрируют, например, споры США и Китая о курсе юаня. Хотя китайское правительство под сильным международным давлением и ревальвировало курс юаня, но сделало это в весьма скромных пределах.  

В этом году укрепление юаня может ограничиться несколькими процентами и нельзя исключать, что оно было проведено исключительно для того, чтобы успокоить США. После 2005 года, когда КНР установила узкий коридор колебания курса юаня по отношению к доллару, это был первый случай, когда Китай изменил валютный курс после критики за то, что дешевая валюта дает ему нечестное конкурентное преимущество перед другими странами.  

Споры о G8

И все же Обама заявил, что ждет от Китая более четких шагов. «Я ожидаю, что в Китае всерьез воспримут провозглашенную ими же самими политику», — подчеркнул Обама. Центральный банк Китая хоть и обещал отпустить курс юаня по отношению к доллару, однако воздержался от одноразового изменения курса.

Из-за возникших разногласий в Торонто вновь был поднят затронутый еще  на саммите G20 в 2008 году вопрос о перспективах сотрудничества крупнейших промышленных стран по примеру большой восьмерки. За два года до этого в период расцвета G20 уже звучали голоса предсказателей исчезновения G8, однако разногласия и конфликты интересов разных регионов заставили пророков несколько умерить пыл.

«Думаю, что все лидеры тверды в своем убеждении относительно необходимости G8 для дальнейшего движения вперед», — прокомментировал сложившуюся ситуацию премьер-министр Канады Стивен Харпер в Торонто, где прошла отдельная встреча G8.

Ведь G8 продолжает играть важную роль в вопросах, лежащих вне пределов экономической сферы. Например, в этом формате было принято жесткое заявление, осуждающее атаку военного корабля Южной Кореи ее северным соседом, но эксперты все же считают эту организацию устаревшей.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх