Андрес Анвельт: право на детство без насилия

, Депутат Социал-демократической фракции Рийгикогу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Андрес Анвельт
Андрес Анвельт Фото: Raigo Pajula

Дети, ставшие жертвами или свидетелями насилия в семье, с большой долей вероятности столкнутся с ним и во взрослом возрасте. Поэтому очень важно, чтобы случаи насилия не оставались незамеченными, нужно иметь смелость на них реагировать, пишет министр юстиции Андрес Анвельт (СДПЭ).
 

Только что во всем мире, в том числе и в Эстонии, отметили День защиты детей. В праздничный день принято говорить исключительно о хорошем. Однако именно в связи с этим праздником стоило бы поразмышлять, почему многие дети у нас лишены защиты, и почему у нас так много несчастных семей. О том, что их действительно много, говорят и данные исследований.

Почти в каждой четвертой семье периодически совершается насилие, и примерно в четверти из них ребенок является либо пострадавшим, либо свидетелем побоев; треть убийств и особо жес­токих убийств происходит в семьях.

Что мы можем сделать для тех, кто слабее нас и нуждается в помощи? Какой должна быть политика в отношении самых незащищенных членов общества и что конкретно может сделать политик? Когда и как государство должно вмешиваться в семейные отношения?

Многие полагают, что оно и не должно это делать, пусть, мол, семьи сами решают свои проблемы. Люди не понимают, что рано или поздно нерешенная проб­лема насилия в одной конкретной семье выйдет за рамки этой семьи и ударит по всем нам – в школе, на улице, а в худшем случае и во вполне благополучной, на первый взгляд, семье.

Одним из важных политических шагов для борьбы с насилием в семье стало подписание Стамбульской конвенции Совета Европы. Мне часто задают вопрос, как очередной международный документ поможет в том, чтобы у соседей прекратились постоянные потасовки.

Стамбульская конвенция содержит целый ряд задач по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием. Данный документ подписали 32 государства. К сожалению, Эстонии среди них пока нет, и это обстоятельство позволяет порой игнорировать проблему на государственном уровне.

Дети, которые сами становились жертвами или свидетелями насилия, с большой долей вероятности столкнутся с ним и во взрослом возрасте. Поэтому очень важно, чтобы случаи насилия не оставались незамеченными, нужно иметь смелость на них реагировать и вмешиваться. К сожалению, многие жертвы не сообщают о случаях насилия в полицию. Так, например, по данным исследования о насилии в отношении детей, в полицию по этому поводу обращались только 17% пострадавших.

Зачастую ребенок не в состоянии сам оценить серьезность произошедшего или просто боится мести и повторения насилия, ему стыдно или же он находится в эмоциональной зависимости от насильника. Не правда ли, это последнее утверждение четко проецируется на модель семьи, в которой насилие – явление обычное?

Принятие конвенции накладывает на государство дополнительные обязательства. Это касается оказания помощи жертвам насилия и развития системы реабилитации для лиц, применивших насилие, а также вносит изменения в работу многих учреждений.

Главная цель подписанной конвенции – защита слабой стороны от любых форм насилия, имеется в виду как его предотвращение, так и борьба с последствиями насилия. Под насилием подразумевается любое физическое, сексуальное и пока еще не получившее в наших законах четкого отражения психологическое насилие.

Защищая матерей, поддерживая страдающие от насилия семьи напрямую и опосредованно, мы снижаем риск того, что в этих семьях вырастут дети, зараженные микробом насилия.

К сожалению, четкое понимание того, что семейное насилие является видом преступления, возникло у правозащитников только несколько лет назад. Еще недавно пострадавших убеждали официально не рассказывать о произошедшем, советовали забыть об этом и не разрушать семью (читай: не нагружать следователей работой!). К счастью, подобное отношение в основном уже в прошлом.

Также конвенция вменяет работникам органов правозащиты в обязанность быстро и адекватно реагировать на случаи насилия, предлагая жертвам своевременную и незамедлительную защиту. Кроме того, они обязаны вести профилактическую работу и собирать доказательный материал. Государство же должно помогать организациям и правозащитным органам в том, чтобы они могли эффективно сотрудничать и выработали единый подход в плане ликвидации семейного насилия и насилия в отношении женщин.

У подписавшего конвенцию государства имеются обязательства примерно в отношении 80 статей. Главные из них – повышение сознательности, организация кампаний и программ в сотрудничестве с гражданскими объединениями и неправительственными организациями.

Особенно важными считаются повышение сознательности и информированности относительно последствий применения насилия к детям, предупреждение насилия и профилактическая работа. Помимо того, что общественности следует давать больше информации по этой актуальной теме, необходимо больше работать в этом плане в школах, и делать это надо на всех образовательных уровнях.

Конвенция предусматривает также обязанность подготовки и обучения специалистов, которые будут заниматься жертвами насилия или лицами, его применившими. Эти люди должны уметь точно определять признаки насилия и предупреждать его. Детей, ставших свидетелями семейного насилия, также следует рассматривать как специфическую целевую группу, нуждающуюся в помощи, и гарантировать им как поддержку, так и защиту. Так, например, это может означать предоставление женщинам и их детям убежища в приюте.

Что касается помощи жертвам насилия, главное изменение состоит в том, что услуги поддержки следует предоставлять скоординированно, а это значит, что различные услуги, такие как юридическая помощь, психологические консультации, предоставление места проживания, финансовая помощь, образование, обучение и прочее предлагаются в комплексе. Также следует обеспечить доступность услуг поддержки равномерно по всем регионам.

Очень важно убедить свидетелей сообщать об акте насилия в компетентные организации и учреждения, это могут быть полиция или социальные работники. Свидетелям или не хватает смелости сообщить о случае наслия, или они не знают, как воспрепятствовать насилию. Зачас­тую свидетели пребывают в том же неведении относительно того, что они видели, что и сами жертвы, не понимающие того, что они стали жертвой насилия.

Для уменьшения домашнего насилия и увеличения сознательности уже сейчас сделано много, что подтверждает постоянный рост числа зарегистрированных случаев насилия. Жертвы осмеливаются говорить. Кроме того, в Рийгикогу на рассмотрении находится законопроект, ужесточающий наказание за применение насилия в семье и преступление против ребенка, а совершение преступления в присутствии ребенка будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство.

В Министерстве юстиции находится в разработке новая программа по уменьшению проявлений насилия, Министерство социальных дел готовит проект закона о защите детей и т.д. Подписание Стамбульской конвенции – это не чудо-средство, которое сразу резко сократит насилие, но безусловно она поможет сделать в этом направлении следующий серьезный шаг.

Каждый ребенок имеет право на детство без насилия и, поверьте, это отразится и на его детях в дальнейшем. Реальность такова, что в борьбе с насилием сегодня мы уже не проиграем, если в последующем поколении его станет меньше.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх