Игристый «Любовный напиток»

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Красотка Адина (Кристель Пяртна) между простодушным Неморино (Оливер Куузик, слева) и мафиозным Белькоре (Рене Соом).
Красотка Адина (Кристель Пяртна) между простодушным Неморино (Оливер Куузик, слева) и мафиозным Белькоре (Рене Соом). Фото: архив «Эстонии» / Харри Роспу

Вы когда-нибудь слышали, чтобы оперный спектакль открывала не увертюра, а звонкое, заливистое «ку-ка-ре-ку»?

Видели ли вы, чтобы в конце представления хорошенькие крестьянки-хористки, спустившись в зал, предлагали зрителям маленькие бутылочки вина, выдаваемого за волшебный эликсир? Но именно так все и происходило на премьере оперы Гаэтано Доницетти «Любовный напиток» на сцене театра «Эстония».

Живой и веселый, легкий и игристый, как шампанское, спектакль, который поставил шведский режиссер Георг Мальвиус, стал отличным подарком театралам под занавес сезона. Яркие характеры и правдоподобные жизненные ситуации, остроумные режиссерские находки и удачное художественное оформление (шотландская художница Эллен Кернз), молодые артисты, как нельзя лучше подходящие на роли влюбленных, непринужденность и легкость, царящие на сцене, и, конечно, вечно новая музыка Доницетти, полная пленительных мелодий, одна краше другой – вот слагаемые успеха новой постановки.

Что можно написать для мямли тенора?

Комическую оперу «Любовный напиток» Доницетти сочинил при необычных обстоятельствах. Импресарио миланского театра «Каннобиана», крайне удрученный тем, что некий композитор, обещавший написать для театра оперу, не сдержал слова, обратился к Доницетти с мольбой о помощи. «Правда, времени осталось совсем мало: две недели, поэтому не мог бы маэстро, известный своими вдохновенными мелодиями, переделать какую-нибудь старую партитуру и представить ее миланской публике?»

«Я не имею привычки штопать ни свои, ни чужие дыры, – не скрывая раздражения, ответил Доницетти. – Уж лучше, если Романи мне поможет, и я напишу новую оперу». В тот же день он встретился с поэтом и либреттистом Феличе Романи, в сотрудничестве с которым создал «Анну Болейн» и «Лукрецию Борджиа». «Я пообещал за две недели написать оперу. Даю вам неделю на либретто. Только имейте в виду, – прибавил шутя Гаэтано, – что примадонна у нас немка, тенор мямля и заика, комик блеет козленком, а французский бас вообще никуда не годится. И все же мы должны с честью выйти из этой истории».

И это им в полной мере удалось. В поисках сюжета поэт и композитор просмотрели ряд книг и остановились на пьесе Эжена Скриба «Напиток». Изрядно переработав сюжет, Романи написал отличное либретто в стихах, а Доницетти – блестящую, искрометную музыку. Две недели спустя, 12 мая 1832 года, в Милане состоялась премьера «Любовного напитка», и прошла она с триумфом. Композитору аплодировали после каждой сцены. Критика писала, что «партитура отличается живым, блистательным музыкальным стилем настоящей комической оперы, а переход от комического к серьезному сделан с поразительной тонкостью...»

В основе сюжета «Любовного напитка» – история любви деревенских Тристана и Изольды, решенная в комедийном ключе. Герои – молодой бедный крестьянин Неморино и красавица-арендаторша Адина, мечтающая о романтической любви, о которой она вычитала в книжке про Тристана и Изольду. Неморино влюблен в красотку, но у него есть опасный соперник – сержант Белькоре. Купив у шарлатана Дулькамары бутылку «любовного зелья» (на самом деле – дешевого вина), робкий Неморино становится необыкновенно развязным. Однако «зелье» не приносит ему победы. Тогда он решает повторить прием. В поисках денег он вербуется в рекруты, а на полученные от Белькоре деньги покупает еще бутылку. Узнав об этом, Адина, тронутая любовью Неморино, отдает ему руку и освобождает от службы. Дулькамара убеждает окружающих, что все совершилось благодаря «любовному напитку».

Влюбленная парочка, мафиози и шарлатан лекарь

Шведский режиссер Георг Мальвиус, хорошо знакомый нашей публике по мюзиклам «Скрипач на крыше», «Эвита», «Отверженные», «Оливер!», «Мисс Сайгон», «Кабаре» (всего около двадцати мюзиклов!), перенес время действия на сто лет вперед, в 1930-е годы.

На сцене – типичная итальянская деревня со всеми приметами того времени: развешанное на веревках белье, любопытные кумушки во дворе... Костюмы персонажей выдержаны в стилистике итальянского неореализма. Киноманы, вероятно, отметят некое сходство в решении ряда сцен и оформлении с культовым фильмом «Крестный отец». Так, сержант Белькоре (Рене Соом) стал главарем сицилийской мафии, и его появление в деревне на дорогом мотоцикле с коляской в сопровождении «товарищей по оружию» производит ошеломляющее впечатление на сельских жителей.

Немудрено, что хорошенькая Адина (Кристель Пяртна), хозяйка маслобойни, не смогла устоять перед чарами столь крутого «мэна» в шикарном белом костюме и с красным цветком в петлице. Впрочем, местная кокетка хотя и не прочь пофлиртовать с ним, но в глубине души – как выяснится в финале – давно неравнодушна к бедному, скромному Неморино (Оливер Куузик), преданному ей всем сердцем.

Оливер Куузик столь органичен в роли простодушного сельского парня, столь обаятелен как в лирических, так и в комических сценах (особенно в сцене опьянения), что не может не вызывать симпатии публики. И в вокальном плане он чувствует себя в стиле бельканто как рыба в воде. Его пение отличается мягкостью, кантиленой, теплотой. С особой проникновенностью Куузик спел знаменитый романс Неморино Una furtiva lagrima («Тайная слеза»).

Кристель Пяртна создала живой, правдивый характер и в актерском плане была очень убедительна. На мой взгляд, ее голосу немного не хватает той плавности, мягкости, округлости звучания, которые необходимы для исполнения этой партии. Хотя со всеми вокальными рифами молодая певица справилась отлично.

Яркий, пародийно сниженный образ мафиози Белькоре создал Рене Соом, чье вокальное мастерство было особенно заметно в ансамблях. Столь же опытным артистом и певцом в очередной раз предстал Рауно Эльп в откровенно буффонной роли: его герой Дулькамара – лекарь, торгующий лекарством от всех болезней. Он умеет красиво говорить и не прочь завязать интрижку с очаровательной Адиной, но главное для него – деньги, и в финале истории он ликует: теперь весь его товар раскупят, раз напиток и впрямь оказался волшебным. Яркой и запоминающейся стала и небольшая роль подруги героини, Джанетты (Ольга Зайцева) – уморительно смешной, в белых носочках и круглых очках, всюду сующей свой носик, доброй и верной подружки Адины.

Спектакль получился смешным, веселым и зрелищным. Хор не выглядел статистом на сцене, он был живым организмом, участвующим во всех перипетиях этой любовной истории. Жаль лишь, что в музыкальном плане ощущалась определенная недоработка: в первом действии заметны были расхождения в темпоритме между певцами, хором и оркестром, ведомым Велло Пяхном. Впрочем, ко второму акту ситуация исправилась.

Комментарии
Copy
Наверх