Бывший офицер КГБ приглашает в лесную школу выживания

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Николай Назаров умеет разводить костер трением, но без защищенных от влаги спичек в лес не пойдет.
Николай Назаров умеет разводить костер трением, но без защищенных от влаги спичек в лес не пойдет. Фото: архив Николая Назарова

Николай Назаров, офицер КГБ с двадцатилетним стажем, открывает в Эстонии свою школу выживания, где будет учить элементарным навыкам, необходимым, по его словам, каждому.

Пять лет назад в жизни военного пенсионера Николая Назарова произошло знаменательное событие: он вместе с семьей из родного Санкт-Петербурга переехал на постоянное жительство в Эстонию. С тех пор с женой и дочерью, которая осенью пойдет в пятый класс, живет в центре Таллинна на съемной пока квартире.

Последние лет двадцать, по окончании службы, Николай занимался бизнесом в области консалтинга. Продолжает эту деятельность и в Эстонии: консультирует россиян, желающих делать бизнес с Эстонией, и жителей Эстонии, имеющих деловые интересы в России.

С некоторых пор Назаров всерьез намерен параллельно заняться и другим делом, тесно связанным с увлечением всей его жизни.

В Таллинн через Барбадос

Миграционные настроения, по словам Николая, им овладели уже давно. Почему хотел покинуть Россию? По разным личным причинам. В частности, потому что родной Петербург все меньше похож на город, к которому он привык. «А если ты не можешь изменить среду, в которой живешь, значит, надо среду поменять», – рассуждает Николай.

Новую среду он искал по всему земному шару – от Канады до Новой Зеландии, от Барбадоса до Таиланда. Некоторое время жил в Швеции и США, подумывал о том, не остаться ли на ПМЖ в какой-нибудь из этих стран. Несмотря на свободное владение шведским и английским языками, отказался от этих планов: там тоже не слишком комфортно психологически.

Оказалось, что вполне комфортно ему в стране рядом с родным городом – в Эстонии.

«Приехав по делам в Таллинн пять лет назад, я сразу понял: это то место, где я хочу жить, где лучше всего растить дочь, – говорит Николай. – Теперь жалею только об одном – о том, что не переехал сюда раньше». Одним из главных преимуществ Эстонии он считает то, что это страна входит в ЕС, при этом здесь широко распространен русский язык. Да и от города, где живут родители и друзья, близко.

Назаров не раз бывал в Эстонии, впервые приехал сюда в 1977 году на стажировку.

«Я сразу же полюбил старый Таллинн, по-моему, в Европе нет больше города, который так передавал бы ощущение Средневековья, – считает Николай. – Мне нравится характер эстонцев. Да, эстонец не подпустит близко к себе, но и в душу лезть не станет. Я бы хотел иметь такого соседа».

Правда, Назаров сетует на то, что, владея в той или иной степени пятью иностранными языками, эстонский пока не осилил, хотя и очень старается: ходит на курсы, смот­рит телепередачи с эстонскими субтитрами. «Видимо, возраст сказывается, – предполагает 57-летний Николай. – А вот моя одиннадцатилетняя дочка – уже вполне двуязычный ребенок».

Впрочем, большого дискомфорта он не испытывает – в Эстонии повсюду говорят по-русски. Да и английский выручает.

Естественная среда обитания

До 1991 года Николай Назаров два десятка лет служил в органах КГБ. Как известно, в Эстонии к людям, служившим в подобных структурах, отношение несколько настороженное. Однако Назаров утверждает, что никаких проблем по этой части у него не было. «Я никогда не скрывал, где я служил, – говорит он. – В разных отделах работал, последний был аналитический, ни одному человеку вреда я не принес, стыдиться мне нечего. Правда, в 90-е годы мне дважды отказали в эстонской визе, но это было давно – как говорится, проехали».

На новом месте жительства Николай не мог забыть о своем давнем увлечении: охота, рыбалка, вообще природа.

«Лес для меня – естественная среда обитания, друг, источник положительных эмоций и гарант бодрости духа, – говорит Назаров. Он всегда жил в городе, но в охотничий сезон отпуска проводил в лесной глухомани, благо офицерам раз в год полагался бесплатный проезд в любую точку страны.

«Мне комфортно одному в лесу, – признается Николай. – Как-то я почувствовал, что мне нужно уединиться, и два года прожил в полной изоляции около российско-финляндской границы на берегу Финского залива. Вел натуральное хозяйство...»

Осмотревшись в Эстонии, Назаров был удивлен, что здесь нет школы выживания для обычных людей. У Кайтселийта, Сил обороны, спецслужб такие школы наверняка есть, Николай и сам проходил соответствующую подготовку в Высшей школе КГБ. Однако, считает он, навыки выживания необходимы всем: «Необязательно, что они пригодятся на практике, но ведь, как говорил мой дедушка, знания таскать на спине не надо».

Идею Назарова поддержали в Центре управления государственными лесами (RMK). «Вот еще одна причина, почему мне нравится в Эстонии, – говорит Назаров. – Здесь нет барьера между гражданином и государством в лице чиновника, как в России. Все вопросы решаются быстро и легко».

RMK предложил ему два участка для базового лагеря: один в 40 км от Таллинна, второй – на острове Хийумаа. Первый лагерь уже оборудован. Учреждена и школа при одной туристической фирме. Называется Nirk, «ласка» по-эстонски. «Ласка – мое любимое хищное животное», – поясняет Назаров.

Со спичками, ножом и компасом

Чему собирается учить Николай Назаров в школе выживания? Он напоминает высказывание французского путешес­твенника Алена Бомбара, который первым пересек Атлантический океан на резиновой лодке: «Убивает не море, не голод, не жажда, а страх».

«Эта мысль применима к любой экстремальной ситуа­ции, – продолжает он. – И в эстонском цивилизованном лесу может произойти что угодно – любой может, к примеру, подвернуть ногу и потерять способность к передвижению, заблудиться, любого может застигнуть врасплох непогода... Даже мне, с моим опытом, довелось дважды плутать в лесу, правда, это было не в Эстонии. Самое худшее в таких ситуациях – страх, паника. Но их легко избежать, если владеть необходимыми знаниями и навыками, иметь соответствующее снаряжение и экипировку».

Как соорудить шалаш, развести костер в любую погоду, ориентироваться в лесу – всему этому и намерен обучать Николай Назаров. Сам он умеет, например, добывать огонь трением. Правда, уточняет Николай, никогда этого делать не станет. Когда знаменитого путешественника Федора Конюхова спросили, что он будет делать в глухом лесу без спичек, ножа и компаса, тот в свойственной ему манере ответил: «Что я, идиот – ходить в лес без спичек, ножа и компаса?»

Николай добавляет: спички обязательно должны быть защищены от влаги, даже если вы выходите в лес при палящем солнце, ну а нож – это отдельная тема: «Выбор ножа – дело почти интимное».

«Я не изобретаю велосипед, все это можно найти и в Интернете, – признает Назаров. – Но все-таки хочется, чтобы люди попробовали овла­деть навыками выживания на практике. Мне кажется, это и само по себе интересно».

Уверен ли он, что школа будет востребована? «Предварительно я провел небольшое маркетинговое исследование, и выяснилось, что интерес есть», – отвечает Назаров.

А как насчет рыбалки и охоты? На рыбалку Николай ходит, в охоте участвовал пока только в качестве загонщика. «И это, может быть, даже интереснее, чем стоять на номере с ружьем, – замечает охотник с почти 40-летним стажем. – Мне вообще процесс интереснее, чем финальный выстрел. Поэтому охочусь часто с фотоаппаратом вместо ружья».

Еще Николай обожает охоту на глухаря – ту, которая не запрещена в Эстонии. «Весной поутру выходишь к току, разыскиваешь птицу, слушаешь ее, любуешься, – описал он. – И возвращаешься из леса с таким состоянием души, которое и описать невозможно...»

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх