Сто дней после детства

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: архив

Вот уже какое по счету эстонское правительство обижено на то, что его ругают. И действительно, было бы за что! Ну ошиблись, ну не досмотрели, ну не рассчитали, ну чего-то не учли – подумаешь, с кем не бывает. Бывает, действительно, со всеми, но с нашим правительством – почему-то постоянно. И всегда виновато не оно, а внешние обстоятельства и внутренние враги.

Главных внутренних врага – два: народ и СМИ. Если бы не они, никто бы и не заметил, что у нас не все ладно. И чего людям надо? Брюссель хвалит, Штаты довольны, Москва клевещет – стало быть, все путем. Но если в первые годы после восстановления независимости правительствам (менявшимся тогда с калейдоскопической быстротой) многое прощалось, то с течением лет – все меньше. И правда, сколько можно? Одно дело, когда только начинали добиваться небывалых успехов, и совсем другое – когда добились. Но неблагодарные неверноподданные почему-то достижений не оценили.

В принципе сейчас это общее место: я, пожалуй, навскидку и не назову страну, народ и СМИ которой были бы довольны своим правительством. Наверное, те правительства тоже обижаются и недоумевают, да что нам до них? Нам бы собственное вразумить. Но обиженного вразумить трудно, поскольку у него другая функция: возить воду, причем для других. И это важно, поскольку наши униженные и оскорбленные пока что возят ее исключительно для себя и на чужих плечах.

При этом почему-то хочется верить в то, что из Евгения Осиновского может получиться министр образования. Но министров образования, как известно, по осени считают, а сейчас у нас лето, и новому правительству только-только стукнуло сто дней. Юное оно у нас. Да, и по возрасту тоже: взять хоть премьера, который пока что прославился только гонениями на неугодный ему телеканал да веселенькими, как раз по возрасту, носочками.

Впрочем, возрастом никакое правительство никому угодить не может: стариков ругают за то, что они отсталые тугодумы, молодежь – за необоснованный апломб и отсутствие жизненного опыта, людей среднего возраста – за то, что для стариков они – молодежь, а для молодежи – старики. Так что дело, скорее, не в возрасте, а в уме и желании сделать что-то хорошее не только для себя, но и для страны, причем, так сказать, для внутреннего использования, а не для международного блеска. 

Вот здесь мы сильны! По-моему, в мире не происходило ни одного события, по поводу которого мы бы не отметились – не важно, имеет оно к нам хоть какое-то касательство или нет. И безразлично, со своим особым мнением мы выступим или примкнув к большинству: в любом случае – с чувством затаенной гордости, чтобы никто потом не сказал, что в Гондурасе сильно чесалось, а Эстония об этом ни полслова. Вот вам и целое слово, и два, и даже четыре. А если кто-то с этими словами не согласен, то сам дурак. И так досадно становится, что дома не любят!

Господи, но это же всё детские комплексы, из которых давно пора вырасти. И привыкнуть к тому, что демократическое общество тем и демократическое, что принимает и учитывает разные точки зрения, а единодушная любовь к правительству – признак тоталитаризма. К тому же есть восточная мудрость «собака лает, а караван идет». И если собака лает напрасно, а каравану точно известны место назначения, кратчайшая дорога к нему и цель пути, то он к лаю собаки относится философски. Если же он впадает в истерику, то, значит, в глубине своей караваньей души понимает, что не все ладно.

И страх перед ответственностью. Когда поддерживают – тогда и ответственность поровну, а когда в каждом «гав» слышится произнесенное в будущем «а мы тебе говорили», становится страшновато: а ну потом укусят? Впрочем, пока эта боязнь жива, потеряно не всё и нам можно на что-то надеяться...

Хотя, в общем-то, правительству давно пора вырасти, и дело здесь не в биологическом возрасте.

Комментарии
Copy
Наверх