Саквояж. Русский флер Онфлера

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Онфлер так красив, что с трудом верится в его реальность.
Онфлер так красив, что с трудом верится в его реальность. Фото: Николай Шарубин

Много лет назад впервые увидела в Эрмитаже большую выставку импрессионистов из собраний различных музеев Франции – забыть это чувство невозможно. Оно вернулось в Онфлере: этот необычайно колоритныйгородок в Нижней Нормандии будто сошел с полотен импрессионистов.

Однако Онфлер известен не только тем, что стал источником вдохновения для художников-импрессионистов и родиной этого направления в живописи. Только три города во Франции могут соперничать с крошечным Онфлером по количеству туристов. Здесь поражает воображение самая большая в стране деревянная церковь Святой Екатерины. А через устье Сены перекинут мост Нормандия, считавшийся самым длинным подвесным мостом в мире до тех пор, пока японцы не побили этот рекорд.

Буквально сотканный из художественных галерей и антикварных лавок, Онфлер держит мировое первенство по количеству произведений искусства на душу населения. Но и к самому молодому из искусств, кино, здесь испытывают трепетное чувство. Иначе чем объяснить тот факт, что осенью в Онфлере состоится XVIIIФестиваль российского кино?

Мэр Онфлера Мишель Ламар считает свой родной город самым замечательным местом на земле. «Таллинн тоже очень красив, но Онфлер – бесподобен!» –говорю дипломатично. Мэр подкрепляет мою восторженность весомой цифрой:Онфлер ежегодно принимает больше 30 тысяч туристов. Прежде это были в основном европейцы, теперь появились китайцы, японцы.

Сомневаться не приходится: к мэрии я пробиралась сквозь большой десант японцев с мольбертами, высадившийся в Старом порту. Художников можно понять: Онфлер буквально просится на холст. Им любуешься, как произведением искусства, и с трудом заставляешь себя поверить в то, что это – реальность.

Мэр с готовностью расшифровывает тайну очарования своего города:«Онфлер уникален своей подлинностью: он построен из настоящих камней, из настоящего дерева. Здесь все настоящее, и люди тоже –открытые и очень дружелюбные. В Онфлере просто не может быть скучно. Все, кто к нам приезжает, сразу это ощущают. И мы стараемся поддерживать в них это чувство, делаем все, чтобы у нас им было весело и радостно».

Онфлер и импрессионизм

В этом году в различных музеях и выставочных залах города представлена большая экспозиция «Онфлер и импрессионизм». На пресс-конференции, посвященной ее открытию, присутствовали 65 журналистов со всего мира, поскольку акция поистине уникальная. Выставки пройдут в музее Эжена Будена, в церкви Святой Екатерины. ВGrenier à Sel, историческомСоляном складе, большую коллекцию импрессионистов можно будет увидеть до конца лета.

«А ведь у нас в Таллинне тоже есть Соляной склад, и там тоже проходят выставки живописи!» – говорю мэру. «Если Таллинн заинтересован, мы могли бы обменяться выставками», – предлагает он.

Где ж мы вам возьмем импрессионистов, думаю я. А вслух говорю: «Это было бы очень интересно. У Таллинна и Онфлера вообще много общего: море, камень, дождь, ветер». А если серьезно, Таллинн вполне мог бы отправить на берега Ла-Манша буйство прибалтийской природы, запечатленное на полотнах наших живописцев…

Монолог мэра

– Почему, говоря об Онфлере, мы всегда вспоминаем импрессионистов? И почему он стал родиной импрессионизма? И что такое импрессионизм? Это прежде всего свет! У нас, в Онфлере, он меняется постоянно. Эту игру света мы видим на полотнах Клода Моне, Эжена Будена, других импрессионистов.

Как им удалось воспроизвести этот изменчивый свет? Каким образом они сумели передать это сиюминутное впечатление?.. Я вас расскажу анекдот. Клод Моне не любил работать на натуре, он всегда писал в своем ателье, потому что не любил дождь и ветер. Он быстро прибегал в порт, смотрел, потом очень быстро бежал в свое ателье – и рисовал то, что запомнил. Однажды Эжен Буден ему сказал: все, что ты рисуешь в своей мастерской, есть в природе, и ты должен писать то, что видишь своими глазами, ты должен писать с натуры. Так, Клод Моне начал выходить с мольбертом на натуру и писать там свои знаменитые пейзажи.

Помните первую работу, которая дала название этому направлению? Клод Моне, «Impression.Soleil levant» – «Впечатление. Восход солнца». Критики тогда говорили, что это не картина, это только впечатление, но ни в коем случае не искусство. И что же? Эта работа стала настолько знаменитой, что полемизировать дальше уже не было никакого смысла.

Мсье Ламар, я в своей жизни видела много мэров. Но мэра, который так подробно говорит об импрессионизме, вижу впервые.

Вы случайно не искусствовед?

– Я рисую.

Честно говоря, я в этом не сомневалась.

Потерять моряков - это потерять историю

В ответ на вопрос, сколько лет он руководит городом, месье Ламар улыбается: «Так долго, что уже не помню, сколько». Предлагаюподсчитать. Готова даже помочь по части математики. Но месье Ламар обходится без моей помощи: «Шестнадцать. Мне было 30 лет, когда начался мой первый мандат».

Мандат мэра длится шесть лет. Судя по тому, что Мишеля Ламара избирают столько раз подряд, горожане своим мэром довольны.

Вас, наверное, очень любят в Онфлере?

– Я отлично понимаю, что они голосуют за меня не потому, что пылко любят. Просто я для них уже член семьи. И они, жители нашего города, тоже давно стали членами моей семьи.

И какая у вас самая главная забота? Вот таллиннский мэр все время ремонтирует дороги. А вы что делаете?

– Думаю, что я избран для того, чтобы люди, которые живут в Онфлере, были счастливы. Я часто бываю в городе, встречаю в сквериках мам с детьми, бабушек на улицах, разговариваю с ними. И когда слышу, что у человека нет жилья, понимаю, что это действительно очень большая проблема. Самая большая! Я стараюсь ее решить. Мы строим социальное жилье для людей, которые в нем нуждаются. Вот, построили 500 социальных квартир.

Пятьсот социальных квартир! В городе с населением менее 10 тысяч человек! Это очень много.

– Но у людей, которые живут очень скромно, не хватает средств, чтобы платить за съемное жилье. А если рыбакам, морякам будет негде жить, они просто уедут отсюда. И Онфлер потеряет своих моряков! Онфлер потеряет свою историю. Этого ни в коем случае нельзя допустить.

Король Онфлера

Естественно, интересно, есть ли у месье Ламара конкуренты?

«О, да! Когда-то было много, но со временем они куда-то подевались. Первый раз у меня было пять конкурентов, среди них даже госпожа министр. Второй раз – четыре. А последний раз был только один конкурент».

На мой просвещенный взгляд, если на следующих выборах у мэра не будет ни одного конкурента, демократия в Онфлере сильно пошатнется.

Разве демократическая система выборов допускает подобное?

– Вообще-то, конечно, бывает, что баллотируется один человек, но потом уже начинается монархия.

Ну да, и вы будете король Онфлера.

– Это будет еще одна достопримечательность Онфлера.

Лично мне монархия очень симпатична, поскольку выросла на романах Дюма. О чем и докладываю месье Ламару.

– Так вы монархистка?

– Безусловно.

– Тогда взгляните на каминную полку в моем кабинете, там лежат книги, которые читали все мэры города Онфлера. Это жизнеописание и история правления короля Людовика XIV.

С любовью к русскому кино

Многолетнюю традицию Фестиваля русского кино месье Ламар объясняет просто: «В Онфлере любят русское кино». В действительности же дело обстояло гораздо сложнее. Этот фестиваль зародился на юге Франции, в городе Сан-Рафаэль. И однажды месье Ламар оказался за одним столом с людьми, которые поддерживали этот фестиваль. В разговоре выяснилось, что средств продолжать его больше нет.

– Вопрос, адресованный мне, был поставлен прямо: можешь за это взяться? У меня денег тоже не было. Но тем не менее я сказал, что предоставлю для фестиваляGrenier à Sel и кинозалы. И фестиваль остался жить. У нас совершенно не было денег на субтитраж, поэтому перевод шел вживую, через микрофон. Это было смешно и некачественно.

Но зато это – было!

– Зато было. С тех пор русские кинематографисты полюбили Онфлер, а мы полюбили их. Когда я был в Москве, меня принимал директор киностудии «Мосфильм» мсье Карен Шахназаров. Он сказал: зрители в Онфлере очень тонко понимают русскую душу. Мне было приятно это слышать. На самом деле есть что-то магическое в том, что у нас проходит фестиваль русского кино, это взаимное притяжение.

С каждым годом Фестиваль русского кино в Онфлере собирает все больше и больше зрителей. Сама наблюдала: на просмотры и творческие встречи приходит очень много студентов и гимназистов. Многие поклонники русского кино специально приезжают из Парижа, из других городов, даже из Англии, которая совсем неподалеку. И хотя Ассоциация любителей русского кино, которая проводит фестиваль, структура независимая, мэрия выделяет на мероприятие 25 тысяч евро, приглашает гостей и по-прежнему бесплатно предоставляет залы. А мэр Онфлера по традиции присутствует на открытии и закрытии фестиваля.

«У нас всегда очень представительное жюри. Но есть приз, который я вручаю лично: это приз от публики. И даже если куда-то уезжаю, точно знаю, что в эти ноябрьские дни непременно буду здесь, и буду смотреть фильмы. Я очень люблю русские фильмы, особенно исторические. И очень люблю Россию. Никогда не забуду, как тепло и хлебосольно меня принимали в России люди весьма скромного достатка. Иной богатый француз не накроет стол так щедро. И я чувствовал, что все это делается от души. А потом, с тех пор, как мы начали проводить фестиваль российского кино, в Онфлере появилось гораздо больше русских, чем было раньше»,  –говорит мэр.

«Фестиваль - моя страсть»

XVIIIфестиваль русского кино пройдет в Онфлере с 24 по 28 ноября, но уже сейчас верстается программа, идет отбор фильмов.

Президент фестиваля мадам Франсуаз Шнерб завтра уезжает в Москву. А сегодня мы беседуем за чашкой кофе, естественно, в Старом порту, эпицентре бурлящей жизни.

Мадам Шнерб – воплощение чисто французской элегантности. (Глядя на нее, хочется подтянуться и без промедления сесть на диету). Но кинофестиваль – это не только тонкий вкус и владение предметом, это еще невероятные организаторские способности.

Видимо, вы очень хороший менеджер.

– Я очень люблю русское кино. Фестиваль –  моя страсть, – говорит мадам Шнерб.

Кстати, благодаря детищу мадам Шнерб зрители в Таллинне увидели фильм режиссера Игоря Минаева «Далеко от Сансет-бульвара»: он был призером фестиваля в Онфлере, а потом демонстрировался в киноклубе Центра русской культуры.

Вам, конечно, известно о том, что кинорежиссер Владимир Хотиненко поведал телезрителям одного из российских каналов, как от избытка чувств в плаще купался в Старом порту.

– У нас каждый год случаются такие яркие эпизоды. В определенном смысле это крещение.

И хорошая реклама фестивалю.

 – Думаю, излишне подчеркивать, что я этого никогда не делаю, – сдержанно улыбается мадам Шнерб.

А я вот, признаюсь, прикинула такую возможность. Но, во-первых, в ноябре холодно, а, во-вторых, не знаю, насколько здесь глубоко.

Разные взгляды, разные фильмы

В этом году фестиваль в Онфлере обещает множество ярких событий. Конечно, будут представлены лучшие игровые фильмы. По традиции, будет ретроспектива, мультфильмы для детей. Естественно, большая программа документальных фильмов, охватывающих самую различную тематику.

«Отдельная программа будет посвящена Второй мировой войне. В связи с юбилеем высадки десанта союзников вблизи нормандского города Кан появились интересные киноленты. Но мы покажем фильмы, снятые в период от 40-х годов до нынешних дней, чтобы дать зрителям возможность увидеть, сколь различным на протяжении этого времени был взгляд на Вторую мировую войну»,  – обещает мадам.

Когда мы познакомились с мадам Шнерб, первыми ее словами были: «Я безмерно благодарна всем, кто нам помогает, но особенно – директору «Мосфильма», известному режиссеру Карену Шахназарову: без его помощи у нас не было бы новых фильмов, мы не смогли бы показывать ретроспективу, приглашать режиссеров и актеров».

Как известно, все течет, все изменяется. Но прошло два года – ничего не изменилось: о фестивале в Онфлере по-прежнему заботится Карен Шахназаров, его по-прежнему поддерживает министр культуры России Александр Авдеев, ему по-прежнему помогает представитель министерства культуры РФ в Париже Марина Блатова. «Благодаря этой помощи к нам приезжает все лучшее, что есть в российском кино. А благодаря нашему мэру месье Мишелю Ламару Онфлер можем оказать достойный прием», – говорит президент фестиваля.

Встретившись с мэром Онфлера, я заметила, что ему очень повезло с городом. Прощаясь, сказала: «Вашему городу очень повезло с мэром».

«Спасибо», – ответил он по-русски.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх