Требование ставить на учет всех работников раздражает хуторян

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Бизнес хозяина хутора Марьямаа Тыну Окса зависит от сезонных работников, и теперь их всех придется регистрировать.
Бизнес хозяина хутора Марьямаа Тыну Окса зависит от сезонных работников, и теперь их всех придется регистрировать. Фото: Калев Саар

Предписание Налогово-таможенного департамента ставить на учет всех работников вызвало замешательство среди организаторов сезонных и волонтерских работ.

В июле вступило в силу решение Налогово-таможенного департамента (НТД), согласно которому, предприятия должны регистрировать всех своих работников, в том числе сезонных и однодневных, а также добровольных помощников.

«Это самая большая глупость, которую можно было придумать», – говорит хозяин хутора Марьямаа Тыну Окс по поводу этого документа. Он считает, что Налогово-таможенный департамент сделал это под давлением правительства, иначе Дому Стенбока не удастся выполнить свои щедрые обещания.

На хуторе Окса 28 гектаров земли отведено под ягоды: малину, клубнику, черную смородину, клюкву, бруснику и облепиху. С прагматической точки зрения хутор расположен не в самом удачном месте – волости Хааслава, где проживает меньше 2000 человек и большинство из них – пенсионеры. Найти здесь работников непросто, а ближайшая автобусная остановка находится в трех километрах отсюда.

Наиболее активные приезжают на работу все-таки на автобусе: рано утром прогуляются несколько километров и вечером точно так же добираются обратно. За работу им платят «минималку», а при хорошем урожае еще немного приплачивают.

Официально Тыну оформлен как предприниматель-физическое лицо, и у него трудятся шесть постоянных работников. Однако летом рабочих рук требуется больше. Теперь всех помощников придется регист­рировать. Каждый вечер к пяти часам становится ясно, сколько дополнительных рук понадобится на следующий день. Окс достает список и начинает всех обзванивать. Кто-то может прийти, кто-то – нет.

Теперь у каждого работника предстоит спрашивать личный код, заключать с ним трудовой договор и вносить данные в регистр. И так каждое утро.

Плюс 10 миллионов

По словам пресс-секретаря Налогово-таможенного департамента Уку Тампере, хуторянам беспокоиться из-за нововведения не стоит. Зарегистрировать работников можно по телефону или коротким сообщением. Сделать это можно прямо с поля. Тампере пояснил, что сезонных работников можно регистрировать и на более продолжительный период, а платить можно по отработанным часам.

Окс возражает: зарегист­рировать человека на более долгий срок проблематично, потому что никто не знает, на какое время понадобится дополнительная помощь.

Преобладающую часть наемных сезонных работников составляют люди с материальными трудностями. Некоторые живут только на пособие, кто-то подрабатывает где только можно. Кто-то старается бросить пить и ищет любую возможность заработать денег. Находятся и такие желающие, которые на сезон сбора ягод берут отпуск, чтобы немного подработать.

На самом деле, регистрация ничего сложного из себя не представляет, но что это меняет? «Люди пугаются, когда у них спрашиваешь личный код», – говорит Окс. Среди сезонных работников хватает людей без образования и тех, кто попал в трудные жизненные ситуации.

Таких людей нелегко убедить в том, что личный код что-то для них меняет. Они скептически относятся к бюрократии, недоверчивы и подозрительны. Найти работников по сбору ягод на хутор Марьямаа очень сложно – играет роль и его месторасположение, и плохое транспортное сообщение, и характер труда, и низкая его оплата. «Теперь, как только я прошу назвать личный код, на другом конце телефона сразу раздаются гудки», – говорит Окс.

Интересуюсь, почему же Окс не платит больше? По его словам, он старается платить больше минимальной зарплаты, но это не так просто. Хозяин демонстрирует натуральные соки хутора Марьямаа без консервантов. Еще в 2011 году их продавали в магазине по шесть евро, а хутор получал за каждую бутылку только 1,50 евро. Из них один евро идет за разлив в тару. Прибыль получается ничтожная.

Сама по себе идея Налогово-таможенного департамента хорошая. По прогнозу каждый год в казну дополнительно будут поступать 10 миллио­нов евро. Как предполагается, в строительном секторе, среди предприятий питания и размещения значительная доля выплат осуществляется в конвертах, разве Окс не видит в этом проблемы?

«Да, это так», – соглашается хуторянин. Он поддерживает идею, что с выплатами в конвертах надо бороться. При этом полагает, что нельзя подходить ко всем предприятиям одинаково. Утверждение НТД, будто бы регистрация работников уменьшит административную нагрузку на предпринимателей, вызывает у Окса смех. Если каждое утро ему придется заносить в компьютер десяток имен и личных кодов, уменьшить нагрузку это никак не поможет.

Вопросов много

В случае дополнительных выплат в некоторых договорах теперь придется дописывать цифры. Вопросов много. У хуторян нет специального бухгалтерского отдела или руководителя по кадрам. Делопроизводство приходится вести самостоятельно, и они не могут позволить себе держать специалистов, которые будут разъяснять сезонным работникам, что их регистрация ничего не меняет и речь идет о формальности. Люди боятся, и убедить их сложно. А нанять низкооплачиваемого самозваного директора по кад­рам невозможно. На бумаге все данные должны быть корректными, поэтому Окс отвечает за бюрократическую составляющую сам.

За невыполнение обязанности регистрировать работников НТД может наказать предпринимателя-физическое лицо (FIE) штрафом до 1200 евро. Хозяин хутора Марьямаа отметил, что в нынешнем сезоне потребуется не так много рабочих рук, и поэтому с бюрократией он справится самостоятельно. При этом в урожайный год Окс подумал бы, а не проще ли заплатить штраф – корректное выполнение обязанности вести регист­рацию может обойтись дороже, чем штраф.

С июля FIE обязаны ставить на учет и тех, кто трудится на добровольной основе. Такой вид работ предлагает и Окс, т.к. люди спрашивают, не нужна ли помощь в обмен на пару кило малины.

Но законно ли расплачиваться с помощниками продуктами или пивком? Пресс-секретарь НТД подтвердил, что такое возможно. Из-за символической оплаты труда проб­лемы никто делать не станет. В то же время, если людям выплачиваются деньги, возникает налоговая обязанность. Предложить пиво можно, а вот деньги на пиво – нет.

КОММЕНТАРИЙ

Уку Тампере

пресс-секретарь Налогово-таможенного департамента

Цель создания регист­ра – уменьшить количество выплат в конвертах. Вторая цель – создание для работодателей единого канала общения с государством. Регистр позволит уменьшить административную нагрузку работодателей, поскольку госучреждения смогут получать информацию о работниках из единой базы данных.

Задача государства – обеспечить своевременное поступление данных в учреждения. Новый регистр позволит получать информацию о регистрации работников уже в первый день. Сам работник также будет иметь возможность  узнать, зарегистрировал ли его работодатель, уплатил ли налоги, и имеет ли работник право на соответствующие социальные гарантии.

Поскольку в соседних Финляндии и Швеции аналогичные сис­темы уже действуют, в сотрудничестве с другими госучреждениями мы разработали самую подходящую для условий Эстонии и наших госучреждений систему. В целом мы исходили из идеи сократить административную нагрузку на  предпринимателей.

 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх