Энтони Бивор: Вторую мировую выиграл СССР

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Энтони Бивор написал о Второй мировой войне девять книг – и не избежал критики со стороны коллег.
Энтони Бивор написал о Второй мировой войне девять книг – и не избежал критики со стороны коллег. Фото: Лийс Трейманн

Английский военный историк Энтони Бивор – фигура противоречивая: одни хвалят его за новизну подхода, скрупулезную точность и блестящий стиль, другие обвиняют в пропаганде «по лекалам доктора Геббельса», пишет еженедельник "День за Днем".

Бивор, побывавший в Таллинне на литературном фестивале HeadRead, охотно отвечает на любые вопросы – как человек военный (он окончил Королевскую военную академию в Сэндхёрсте) он не привык уклоняться от неудобных тем. «Моя служба в армии, конечно же, повлияла на меня как историка, – говорит он. – По крайней мере, я понимаю, что военные – не холодные вычислительные машины, а более чем эмоциональные люди. И понимать их эмоции – очень важно. В Великобритании и США военной историей в последнее время занимается множество посторонних – я имею в виду гражданских лиц. Они навязывают военной истории чужеродные теории, не понимая, с чем имеют дело. Иногда такие историки могут наломать дров – они не в состоянии влезть в солдатскую шкуру и осознать, как все выглядело с точки зрения военных. Это не значит, что гражданские не могут писать книги о военной истории, но у меня перед ними все-таки есть преимущество... Кстати, женщины, никогда не служившие в армии, пишут сейчас просто великолепные военно-исторические труды. Знаете, что военному историку точно необходимо? Здоровая эмпатия. Он должен понимать, почему люди делали то, что делали. Он должен понимать, что первичная эмоция – это страх...»

– Получается, квазиистория – это бич и Запада тоже?

– Одна профессор из Англии написала книгу в подтверждение своей теории, согласно которой люди идут на войну, чтобы получить сексуальное удовлетворение от насилия. (Смеется.) Это может быть верно для какой-то крошечной группы, но не для большинства. Эта профессор противоречит сама себе, когда цитирует послевоенное исследование, показавшее, что большая часть солдат из числа призывников даже не стреляла в противника. А в российских архивах есть документ, в котором офицер пишет: «Мы должны провести инспекцию и расстреливать солдат с чистыми стволами на месте – по сути они дезертиры». То же самое верно для немецкой армии – не для элитных войск, но для среднего солдата рейха. Проблема в том, что раньше историки чаще искали отличия одной армии от другой, а на сходство внимания не обращали.

– Вас интересуют очень разные люди и темы: Ольга Чехова, Василий Гроссман, Париж после освобождения, Сталинградская битва, падение Берлина – но все они сводятся ко Второй мировой войне. Но книг об этой войне и так уже очень много. Зачем множить их число?

– Я не вижу смысла писать книгу о военной истории, если в ней нет нового материала. Мне повезло – когда я писал «Сталинград», Россия открыла военные архивы. Я использовал при написании этой книги новые документы и из Российского государственного военного архива (РГВА), и из Федерального архива Германии. Ничего принципиально нового о ходе Сталинградской битвы сказать, конечно, нельзя, но архивные материалы сложились в новую мозаику, которая давала представление о том, какой эта великая битва ощущалась солдатами и офицерами – и гражданскими, кстати, тоже...

Читайте интервью с Энтони Бивором в еженедельнике «День за Днем» от 2 августа. Подписаться на газету можно по телефону 666 2503 или при помощи кнопки «Закажи газету» в верхнем правом углу сайта www.dzd.ee.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх