От редакции: мы боимся делиться правом голоса даже со своими детьми?

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Бюллетень. Иллюстративное фото.
Бюллетень. Иллюстративное фото. Фото: Пеэтер Ланговитс

Месяц назад 41 депутат Рийгикогу передал на рассмот­рение законопроект об изменении Конституции. В минувший четверг правительство приняло решение его поддержать. Если в Основной закон будут внесены изменения, право голосовать на выборах местных самоуправлений получат 16- и 17-летние.

Для того, чтобы изменения были приняты, два состава Рийгикогу подряд должны утвердить данное решение. Выборы в парламент состоятся уже весной следующего года, и если планируемую поправку действительно хотят претворить в жизнь, в распоряжении нынешнего состава Рийгикогу есть еще более полугода. И если следующий состав депутатов также выразит свое согласие, то 16- и 17-летние молодые люди смогут отдать свой голос уже на выборах 2017 года.

В чем смысл таких изменений? Чем они оправданы? Прежде, чем ответить на эти вопросы, давайте признаемся, что установленный законом возрастной ценз на использование любых гражданских прав – это в любом случае условность. Каким должен быть минимальный возраст, позволяющий реализовать избирательное право? С одной стороны, понятно, что ни младенцы, ни ученики начальных классов, которые только учатся читать и считать, участвовать в выборах неспособны. Но тогда с какого возраста можно принимать учас­тие в выборах?

Принято рассуждать о таком понятии, как зрелость личности, но и с этим история запутанная. Какой шкалой измерить интеллектуальное развитие, жизненный опыт, степень ответственности, знания о политике, обществе и мире в целом? Может, правильным будет возраст 20, 40? Или 18 лет? Следует ли для того, чтобы получить избирательное право, сдавать экзамен? Понимают ли малообеспеченные, какое значение несет то или иное политическое решение? Ведь бедные люди не вкладывают достаточно денег в поступление налогов.

Или: зачем женщинам избирательное право, если они все равно будут голосовать точно так же, как их отец или муж (а это значит, что право голоса  женщин ничего бы не изменило, оно бессмысленно) – таким был аргумент против суфражисток примерно сто лет назад.

Нынешнее понимание демократии предполагает, что волеизъявление народа на выборах должно наиболее полно отражать сос­тав общества. В соответствии с этим возрастная граница участников в выборах должна быть наименьшей.

Говорят, что все эти изменения приведут к тому, что политика придет и в школу. Хотя и сейчас большинство наших абитуриентов имеет право голоса на выборах. Неужели возросшее их количество подвергнет школы невиданному давлению? Вряд ли. Или политика – это по своей сути нечто ужасное, от чего молодым людям стоит держаться подальше? Вовсе нет.

Наша молодежь совсем не глупа. Ведь молодые люди изучают в школе обществоведение и пишут контрольные работы. А весьма сообразительные или туго соображающие найдутся среди людей любого возраста – и молодых, и старых.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх