Между Миккистаном и Ванькастаном

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Куда Эстонии податься? Патриот Март Хельме уверен, что в борьбе Микки-Мауса с Ванькой-Встанькой лучше быть на стороне мышей.
Куда Эстонии податься? Патриот Март Хельме уверен, что в борьбе Микки-Мауса с Ванькой-Встанькой лучше быть на стороне мышей. Фото: Райго Паюла

На этой неделе эстонские СМИ писали о полиции, утопленниках и грядущей войне, но и о русских школах не забывали.

В Õhtuleht советник Министерства образования и науки Андрус Каарманн оппонирует ученым, выяснившим, что русские школьники владеют государственным недостаточно, отчего им трудно учиться в гимназиях. С этим Каарманн согласен, а с тем, что учителя толком не учат эстонскому и что мало внимания уделяется методике преподавания, – нет. Виноваты сами школьники: «Если у молодого человека нет мотивации учить государственный язык, он его и не учит». Каарманн часто думал о том, отчего русские, уехавшие учиться на Запад, за пару месяцев погружаются в языковую среду, а в Эстонии – не погружаются. Все потому, что «владение государственным, по моей оценке, – элементарная вещь и показывает не что иное, как отношение к своей стране». Не так русские относятся к стране. Надо так, а они не так. Зачем методика, слушай?..

Господь Бог нам поможет?

В связи с украинскими событиями в СМИ наблюдается переход от бравады к апатии и фатализму. Экс-посол в РФ Март Хельме пишет в Õhtuleht про «химеру, алчущую гегемонии» – путинскую Россию: Кремль хочет «не столько заново оккупировать бывшие советские республики, сколько заставить прочие мировые державы волей-неволей считаться с Россией и во избежание эскалации развязанных ею локальных конфликтов идти на уступки... Истинная цель Москвы самым непосредственным образом заимствована у Гитлера: один народ, одна страна, один вождь!» Так будет везде, докуда дотянется «выползшая из-под стен Кремля национал-шовинистическая химера».

Санкции не помогут: РФ делает «ходы кровью», русских вдохновляет героическая жертвенность Великой Отечественной, «настоящий русский никогда не хранит все яйца в одной корзине» и т. д. Наоборот, санкции распалят Путина, тем паче, что если он проиграет бой за восток Украины, это будет «его политический, а может, и экономический, и физический конец». А еще Путин хочет войны в Прибалтике – и чтобы Европа отказалась нас спасать. Тут ЕС и распадется, и Россия станет гегемоном Европы. «Остановить Москву могут только США. Что бы ни говорили их противники, Миккистан лучше Ванькастана», – обреченно заключает патриот Хельме. Вспоминается анекдот: «Армян лучше, чем грузин!» – «Чем армян лучше, чем?» – «Чем грузин!»

Postimees поместил мнение британского журналиста Эдварда Лукаса о том, что Европа не готова проучить РФ: «Европейские лидеры – словно ленивые подростки, знающие, что надо делать, когда звенит будильник. Пошатываясь, с гноящимися глазами, они встают с кровати и говорят домашним, что все в порядке... Пару минут спустя вновь воцаряется тишина. Под одеялом куда приятнее».

О «надоедливом дребезжании будильников» пишет и журналист Андрей Хвостов в Eesti Ekspress, но у него в роли подростка выступает Эстония. Мы не видим, что у льва-НАТО выпали зубы, что «его заместили юркой лаской, которая может только ловить крыс-партизан в Афганистане и Ираке». В учениях НАТО участвует куда меньше солдат, чем в учениях в РФ, менеджмент Альянса никуда не годится, штабы недоукомплектованы, переброска в Эстонию дивизии не отработана. У нас дела не лучше: с 1 августа армия отказалась от структуры, внедренной генералом Лаанеотсом, и заместила ее «какой-то такой, что в случае кризиса предполагается вмешательство Господа Бога. Говорят, это сделано ради экономии. Экономия!» На случай войны, констатирует Хвостов, действующей армии у нас нет.

В Õhtuleht писательница Наста Пино признается: «Мне страшно. Последние недели СМИ кишат военными известиями... Мир уверился в том, что виновник № 1 – Путин. Может, так оно и есть. Правду мы узнаем через десяток лет, а то и никогда. У меня, простого человека, возникают простые вопросы...» Пино описывает драку в Раде, виденную по телевизору, и спрашивает: «Что, Порошенко не отвечает за то, что деется в его стране? Они там в киевских коридорах власти все ягнята, которые и мухи не обидят? А гражданская война идет полным ходом».

Когда засвистят ракеты

Пино продолжает: «Еще один (простоватый?) вопрос: что это за новый народ – сепаратисты? Это слово сеет злобу и ненависть... Один украинец стреляет в другого, потому что тот – сепаратист и на стороне России. Кажется, если ты на стороне России, так тебя и в Эстонии можно практически засудить. Ярлык навешен – ты виновен. В чем? Все равно в чем, во всем. Не говори по-русски, не читай русских газет, не смотри русских фильмов, не покупай молоко, на котором написано moloko... Кто такой Чайковский? Зачем нам какое-то “Лебединое озеро”?» Пино призывает: «Люди, не разжигайте войну!.. Я боюсь. Подсознательно, панически боюсь войны. Я ее уже видела, снова – не хочу. И вступление в страну солдат большого соседа я в детстве видела тоже. Они пришли защищать, они играли в дружбу...»

Журналист Eesti Päevaleht Кристер Парис рассуждает о том, что с терминами на инфовойне можно играть как угодно. Пример из истории: «Кто такие лесные братья? Романтики считают, что это бравые ребята, боровшиеся с советской оккупацией... Но сегодня многих из них назвали бы террористами... Что происходит на Украине? Война, гражданская война, конфликт, сопротивление, сепаратизм, ирредентизм (присоединение к стране территорий с соотечественниками – Н.К.), бунт или просто захват власти бандюками?» Что такое терроризм? Как назвать действия США в Ираке и Афганистане? Стоит ли называть террористами тех, кого РФ зовет ополченцами?

«Мотивов, по которым люди идут с оружием против Киева, много, часть из них по-человечески понятна, – пишет Парис, – скажем, обусловленный инфовойной страх перед “фашистами”. Но многие бойцы “Новороссии” – такие же украинские сепаратисты, как Аушвиц – польский концлагерь... Какое слово ни используй, оно упадет в благодатную почву по ту или другую сторону фронта. Уже можно услышать, как человек в здравом уме сомневается, подходит ли Крыму слово “аннексия”. Вдруг при помощи оружия просто осуществилась воля народа? Некорректно, да, но, “учитывая обстоятельства”, может, все-таки легитимно?»

На портале Delfi пиарщик Янек Мягги спрашивает, «должна ли Эстонию обратить всех живущих здесь русских в западную веру». На пропагандистской войне определить, кто прав, нельзя, и даже попытка убедить русских ЭР в том, что прав Запад, обречена на провал. Разве советская пропаганда в 40-х и 50-х годах кого-то убеждала? «Тибла остался тиблой, ненависть – ненавистью... Сталинисты хотели ликвидировать буржуазные народы и заменить их социалистическими. Теперь мы хотим обратного. Что, буржуазная пропаганда убедительнее социалистической?.. В Эстонии надо объяснять свою позицию людям, которые не видят от этой информации никакой пользы».

Проблема, по автору, еще и в том, что с нами не говорят на родном языке: нужно переводить все важное на русский. И вообще «российскую пропаганду нужно понять»: всякая большая страна использует исторический момент для реализации своих амбиций. Инфовойну РФ ведет не с нами, а с Западом; наивно верить, что мы изменим чью-то точку зрения. «Нам не нравится об этом думать, но мы – пустоплясы-наблюдатели на инфовойне десятка мировых держав: когда засвистят ракеты, наше кукареканье никто не услышит».

Работа над ошибками

В предыдущем выпуске «Власти № 4» («ДД» от 02.08.14) в цитате из статьи Сийма Вескимеэса «ясно, что надо делать с мигрантами, направленными сюда во время российской оккупации для уничтожения эстонского народа» вместо «эстонского народа» следует читать «эстонскости». Приносим свои извинения.

Комментарии
Copy
Наверх