Запах холостого выстрела

, "Актуальная камера", ERR
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Игорь Савельев
Игорь Савельев Фото: Pm

Бомба, которая, как показалось в декабре 2013 года, должна была взорвать всю спортивную систему страны, оказалась в итоге холостой. Признания тартуского доктора Виталия Бернацкого о том, что он снабжал ведущих эстонских спортсменов запрещенными препаратами, стали настоящей сенсацией. Но рапорт комиссии, занимавшейся разбирательством этих признаний, выглядит, как объяснительная записка проштрафившегося школьника.

Доведенный до отчаяния житейской ситуацией доктор Бернацкий в декабре прошлого года вмиг стал знаменитым. Его заявления о том, что в течение десяти лет он обеспечивал ведущих элитных спортсменов страны допингом, были подкреплены некоторыми документами.  Он признал, что передавал звездам спорта допинг-препараты – гормон роста и эритропоэтин – и даже предоставил платежки и выписки из банка, по которым было видно, какие суммы и от кого приходили на его счет.

Для проверки его заявлений в срочном порядке была создана совместная комиссия Эстонского олимпийского комитета (ЭОК) и фонда «Эстонский антидопинг», которую возглавил Кристьян Порт. На прошлой неделе эта комиссия выпустила рапорт, в котором подвела итоги более чем полугодовой работы. В рапорте комиссии аж 27 пунктов. Однако...

Установлено и доказано, что спортсмены и тренеры делали банковские переводы Бернацкому, однако доказать передачу именно допинг-препаратов спортсменам и тренерам комиссия не смогла. Причина этого банальна – саботаж со стороны подозреваемых. Лица, на которых указал Бернацкий, просто отказались встречаться с членами комиссии. Юридических рычагов, чтобы заставить их сделать это, как оказалось, в эстонском законодательстве просто не существует.

Из рапорта комиссии следует, что допинг-препараты у Бернацкого, исходя из его слов, приобретали следующие лица: тренеры Харри Лемберг, Маргус Кюбар, Мати Алавер, легкоатлеты-метатели Дональд-Айк Сильд, Андрус Вярник, Александр Таммерт, биатлонист Роланд Лессинг и лыжник Рауль Олле. Но никто из них не захотел прийти на очную ставку с доктором. Бернацкий сообщил комиссии, что давал Лембергу советы по использованию допинг-препаратов и продал ему гормон роста и эритропоэтин за наличный расчет. По данным врача, приобретались допинг-препараты для марафонца Павла Лоскутова. Лучший тренер лучших эстонских лыжников Мати Алавер, исходя из слов Бернацкого, купил гормон роста, который предназначался для олимпийских медалистов Андруса Веэрпалу и Яака Маэ. Собственно говоря, оба наших знаменитых лыжника постоянно были под подозрением антидопингового комитета, а у Веэрпалу в анализах, в итоге, обнаружили запрещенные препараты. Но даже эти факты никак не повлияли на итоги работы комиссии. После сенсационных обвинений, Лемберг и Таммерт собирались обратиться в суд со встречными обвинениями в клевете, но никто из перечисленных лиц для защиты своей чести и достоинства до суда не дошел.

В итоге главный вывод после полугода работы звучит по-детски наивно: «Комиссия не может ни подтвердить, ни опровергнуть ни одного имени из тех, которые приводил Бернацкий в качестве имен своих клиентов в связи с приобретением и использованием запрещенных препаратов».

Что это означает? Фактически, что «дело Бернацкого» завершилось «нулевой ничьей», очень напоминающей договорные матчи.  С учетом того, что в нем фигурировали многие знаменитости, его просто замяли.  Не стоит забывать, что в случае досконального и более тщательного разбирательства, ответственность должна была лечь на руководителей тех видов спорта, которые оказались замешаны в этой неприглядной истории. Нужно отметить, что Эстонский союз легкой атлетики в те самые годы, когда Бернацкий (по его словам) распространял допинг, возглавлял не кто иной, как Нейнар Сели – нынешний президент Эстонского олимпийского комитета. А лыжным союзом руководил Тоомас Сави, по образованию спортивный врач, хорошо знающий фармакологию и работавший со многими командами. В недавнем прошлом он занимал пост вице-президента ЭОК. 

Впрочем, говорить о том, что дело закрыто, пока еще рановато.  Генеральный секретарь Эстонского олимпийского комитета Сийм Суклес по итогам рапорта комиссии направил обращение в профессиональную тренерскую комиссию ЭОК, в котором содержится просьба дать оценку профпригодности тренера по легкой атлетике Харри Лемберга и тренера по лыжным гонкам Мати Алавера. Возможно, эта комиссия сможет разобраться в поведении своих коллег и примет какие-либо радикальные решения. Олимпийский комитет желает получить мнение тренеров уже 28 сентября, когда состоится заседание исполкома ЭОК. Для полноты картины стоит добавить только то, что и профессиональную тренерскую комиссию возглавляет Кристьян Порт, тот самый, который возглавляет фонд «Эстонский антидопинг» и который руководил работой комиссии по делу Бернацкого.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх