Власть № 4. С точки зрения интернациональной рептилологии

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Есть мнение, что наша элита (на снимке: президент Тоомас Хендрик Ильвес, его супруга Эвелин Ильвес, экс-министр культуры Рейн Ланг, экс-министр образования Тынис Лукас) – не рептилоиды.
Есть мнение, что наша элита (на снимке: президент Тоомас Хендрик Ильвес, его супруга Эвелин Ильвес, экс-министр культуры Рейн Ланг, экс-министр образования Тынис Лукас) – не рептилоиды. Фото: Маргус Ансу

На этой неделе эстонские СМИ писали про Украину, Россию, налоги, санкции, поцелуи, выпивку, но и о русских не забывали.

Про местных и не только русских писали много – Eesti Päevaleht, например, выдал цикл статей «Влияние русских СМИ в Эстонии», в которых изучил Радио 4, газету «Столица» и опыт финских коллег, у которых со СМИ на языке меньшинства (шведском) все в порядке. О «пятой колонне» и «путиноидах» писали мало и чаще иронически (см. ниже). Не исключено, что свою роль сыграл тут колумнист EPL Артемий Троицкий, в котором «путиноида» не заподозришь – и который освежает местную атмосферу здравым смыслом: «Не надо демонизировать русское население, приписывать ему агрессивность и жажду крови». Или русских затмили губы Эвелин Ильвес, встретившиеся 7 августа с губами незнакомца – в таллиннском кафе «Комета», у всех на виду...

Эвелин по Аристотелю

Журналист Сулев Ведлер из Eesti Ekspress приводит свою версию событий: «В последнее время поступками госпожи Эвелин руководили жажда молодости и боязнь старости. Все эти молодежные наряды, тантрические ритуалы, татуировки и сражения с морщинами – знак того, что она словно бы доказывает свою желанность. Лобызание с молодым иностранцем попадает в ту же категорию... Мы не знаем, что происходило ранним утром в сердце Эвелин. Пыталась ли она, обнимая чужеземного донжуана, подать некий сигнал законному супругу, был этот сигнал сознательным или подсознательным?» Дальше началось действо, напомнившее автору попытки советологов уяснить расклад сил в СССР по мелким деталям: кто где сидит, каковы на съезде лозунги и прочее. Вот на что намекал Ильвес, когда в речи сказал: «Если свобода в опасности, не спрашивают, с каким партнером ты живешь»?.. «Любопытство эстонцев подтверждает, – заключает Ведлер, – что президент и его жена волнуют нас со страшной силой».

При этом реакция СМИ оказалась единодушной: проштрафившуюся супругу защищали от нападок. Журналист Кристер Киви написал в Eesti Päevaleht, что «в идеальном мире этот инцидент не стал бы национальной трагикомедией». Писательница Хели Кюннапас в Õhtuleht отмечает: «О президентской чете каждый может сказать что хочет. Их считают простыми людьми, а не представителями нашего государства... В таком случае у нас нет и права вмешиваться в решение вопросов их частной жизни! Если мы сами не умеем идеально решать проблемы, нельзя требовать этого и от них – таких же нормальных и обычных людей».

Репортер EPL Элеэн Энилане называет произошедшее «Кадриоргской трагедией», оговариваясь, что имеетcя в виду классическое определение жанра, данное Аристотелем в «Поэтике»: родовитый смертный, невзирая на свое благородство, оступается, причем его падение не огорчает публику, но дарует ей катарсис, через сочувствие и страх ведущий к очищению от страданий. «Эвелин Ильвес, из-за немыслимой ошибки изгнанная с местного Олимпа и отправившаяся в изгнание, могла бы стать героиней трагедии. В идеальном обществе ошибка Эвелин помогла бы и нам, простым смертным, стать лучше» – но, увы, общество, неспособное к состраданию, далеко от идеальной публики. (Аристотель, кстати, допускал героев трагедии женского пола: «И женщина бывает благородной, и раб, хотя, может быть, из них первая – существо низшее, а второй – вообще подлое». Широких был взглядов человек.)

И только Лембе Ярвела, двойник президентской жены, честит Эвелин в Õhtuleht: «Ничто не извиняет супругу главы государства. Бесконтрольное поведение непозволительно ни одной замужней женщине – такой человек открыто позорит себя, супруга и семью. Это низкое, себялюбивое и неадекватное отношение к другим, а прежде всего к себе... Каких оправданий ни ищи, поцелуй войдет в историю».

На эдаком фоне поблек даже мини-скандал с Тынисом Лукасом, который сказал, что, мол, нынешние эмигранты из Эстонии – совсем не те, что были в 1944 году: они бегут за удобством, от слабоволия. Лукасу великолепно ответил гражданин Рейн Рауд, написавший в EPL статью про «реакционеров ради удобства», похоже, подразумевая Лукаса. Этот удар по консерватизму (не только эстонскому, но и русскому, и всякому: дурной консерватизм не имеет национальности) – пожалуй, главный текст недели. Среди прочего Рауд подмечает следующее: «Реакционеры ради удобства обожают говорить о вечных ценностях, неизменности человеческой природы и неколебимых законах общества. Они умеют коротко и метко охарактеризовать целые народы и культуры: нам, эстонцам, присущи такие-то черты, русским – такие-то...»

В поисках местных русских

Яркой иллюстрацией к этой статье стало мнение писателя Калле Кяспера «Русские как героический народ» (Delfi). Конфликт на Украине интересует Кяспера «с точки зрения национальной психологии», и он видит «неспособность, даже нежелание украинцев решать проблему путем переговоров» и их «неопытность в качестве государствообразующего народа. В этом смысле русские, старинные империалисты, их обскакали. Поглядите, как русские сумели заставить недавних врагов, чеченцев, заставить на себя работать и даже воевать!.. Я пишу “русские”, но надо бы писать “Путин”, это полностью его заслуга...»

Кяспера восхищает также, «как героически русские воюют», так что «украинские солдаты, спасая свои шкуры, бегут с фронта через российскую (!) границу... В одном русские не изменились – они такие же наивные, как раньше, и считают, что в мире властвует справедливость». Когда русские бомбили Грозный, мир их осуждал, теперь он одобряет бомбежки городов на востоке Украины... За три дня статья Кяспера собрала 300 комментариев – по большей части таких же обобщающих «русских», как она сама, только не позитивно, а негативно.

Русский вопрос волновал и редакцию Õhtuleht, попросившую лектора Таллиннского университета Виталия Белобровцева написать о «царящих среди русских Эстонии настроениях». Белобровцев порезал правду-матку: «Эстонцы с нетерпением ожидают, когда русские, не желающие превращаться в эстонцев, станут в знак благодарности хотя бы хвалить эстонское государство. Русские, которым 25 лет намекали, мол, езжайте на родину (т.е. в Россию, хотя многие из них ее в глаза не видели, здесь родились, выросли, работали и платили налоги). Русские, у которых зарплаты почему-то меньше, чем у эстонцев (вот так получилось), русские, у которых отобрали высшее образование на родном языке (система работала, но ее сломали), русские, которые получают гимназическое образование на русском частично (бывший дважды министр Аавиксоо уже намекнул в открытую на возможности уничтожения русской основной школы)... Они могли бы хвалить Эстонию, но тогда у них было бы что-то не в порядке с психикой».

Сторонники обобщенчества контратаковали: редактор Delfi Вахур Кооритс написал для Eesti Päevaleht «Полевой определитель путиноидов», где подстриг под одну гребенку «получивших образование в Европе коммунистов и сетевых троллей, распространяющих в Фейсбуке российскую пропаганду». Он не исключает, что местные «пропагандисты» сидят на зарплате у РФ, но признает, что жертвой пропаганды становятся и образованные и обеспеченные люди: «Порой кажется, что дело в возрасте – жертвы пропаганды знают прилично только русский язык. Но нет. В свободном обществе часть граждан неизбежно становятся великими скептиками. Они верят, что НАТО планировало создать базу в Севастополе, что СПИД придумало ЦРУ, что наша элита – это рептилоиды...» Насчет СПИДа не знаю, а про рептилоидов – в яблочко. Рептилоидов в духовном смысле, само собой.

Комментарии
Copy
Наверх