Эксперт об инциденте с Эстоном Кохвером: это политическая операция

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Марк Галеотти.
Марк Галеотти. Фото: SCANPIX

Преподаватель Нью-Йоркского университета Марк Галеотти заявил, что Эстонии не стоит слишком беспокоиться по поводу заключения сотрудника КаПо Эстона Кохвера – скорее всего, он уже скоро будет дома.

Беспокоиться следовало бы относительно планов России устроить раскол в рядах западных стран и союзников. По мнению Галеотти, эксперта по вопросам безопасности и приграничным преступлениям, связанным с Россией, Москва стремится показать, что прозвучавшие на прошлой неделе в Таллинне и Уэльсе слова президента США Барака Обамы были... всего лишь словами.

Является ли задержание чиновника КаПо случайностью – или же это часть широкомасштабного плана РФ?

Это не случайность. Мы ведь можем предположить, что дело могло касаться контрабанды, к которой были причастны коррумпированные сотрудники ФСБ, поскольку коррупция и преступность укоренились там довольно глубоко. Однако, судя по моему опыту, они точно понимают, как далеко им  позволено зайти.

Кремль готов предоставить им значительную свободу, хотя если они станут политически неудобны, Кремль вмешается. Но полномасштабная облава с применением дымовых гранат и созданием радиопомех для захвата иностранного сотрудника службы безопасности? Ни один из коррумпированных чиновников не решился бы предпринять нечто подобное самостоятельно.

Поэтому распоряжение должно было поступить из Москвы, с самого верха.

Инцидент произошел в тот момент, когда Эстония обсуждала визит Обамы. Это тоже неслучайно?

Я думаю, нет. Это часть более масштабной кампании, которую Россия развернула против Запада. Нынешняя тактика России  направлена на раскол западного единства.

Эстония по многим причинам попадает в сферу внимания России: здесь и русскоязычное меньшинство, и ориентация Эстонии на западные ценности. Россияне хотят показать, что заявления Обамы и НАТО ничего не значат.

Своими шагами РФ хочет сказать, что все это только слова. Мол, не думайте, что они на самом деле что-то значат – мы все равно будем делать то, что пожелаем.

Хотя можно сказать, что ФСБ годами пыталась взять Кохвера, и так случайно вышло, что именно сейчас ей это удалось.

Когда в последний раз какая-либо страна устраивала подобную облаву, чтобы захватить сотрудника службы безопасности иностранного государства? И ведь речь не о чиновнике, которого арестовали в Москве за тайную деятельность...

Такие прецеденты были?

В Европе я ни одного такого случая не помню. Во время холодной войны людей иногда хватали на рубеже двух Германий – но тогда немцы ловили немцев. Может быть, следует поискать такие прецеденты на границе Пакистана... Такого не бывало.

Во-первых, этот человек (Эстон Кохвер) не так уж и важен. Я не склонен его недооценивать, но Кохвер не физик-атомщик, который изобрел нечто такое, что радикально изменит ведение войны. Он профессиональный сотрудник органов безопасности, один из многих. Ради таких людей не затевают дипломатических инцидентов. Но если даже это именно такой случай, местная служба безопасности не стала бы провести такую операцию без консультаций с Москвой.

Так что нет, этот захват не может не быть целенаправленным. Это политическая операция.

Каким образом Эстонии следует ответить? Что нам нужно сделать?

Этим случаем надо заниматься на двух уровнях. Одно дело – очевидные дипломатические жалобы, другое – что Эстонии следует решить, хочет ли она отплатить тем же на более высоком уровне. Например, выслать людей из посольства. Такие ходы русские предвидят. И тут средства Эстонии ограничены. Достойный ответ может прийти со стороны Брюсселя, Вашингтона, Берлина, институтов стран ЕС и НАТО. Это и есть смысл всей этой затеи!

Это был вызов, чтобы посмотреть, как отреагируют союзники. Заявит ли Запад, что предпримет нечто серьезное, или только осудит произошедшее, отметив, что есть и более важные вопросы. Владимир Путин верит, что Запад слишком расколот, недисциплинирован и, честно сказать, довольно слаб для того, чтобы сопротивляться России.

Какая игра! Следовало бы нам обменять Кохвера на кого-либо?

Это был бы классический вариант. Если есть кто-то, на кого его можно обменять.

Как русские с ним обращаются?

Не думаю, что плохо. Видимо, пытаются его допрашивать. Я также не думаю, что его посадят в тюрьму на 20 лет. Их цель – получить кратковременное дипломатическое преимущество.

Значит, он не останется за решеткой на 20 лет?

Может быть, его признают виновным, но, видимо, попробуют организовать дело как-нибудь так, чтобы он освободился раньше. Иначе это дело превратится в долговременное позорное пятно.

Комментарии
Copy
Наверх