Семь лет на энергетической диете

Оливер Кунд
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
иллюстрация: Pm

Каждый последующий год будет менее затратным по использованию топлива, электроэнергии и отопления помещений, чем предыдущий. К 2020 году Эстонии следует сэкономить 7,1 тераватт-часов энергии, поскольку таково требование директивы Евросоюза, с выполнением которой наша страна уже запоздала на три месяца.

Четыре года назад Европейский совет пришел к соглашению, что странам ЕС следует к 2020 году урезать совокупное энергопотребление на 20 процентов. Для этого в период 2014-2020 гг. каждый год членам Евросоюза следует экономить по 1,5 процента объема энергии, продаваемой конечным потребителям.  Для Эстонии это означает 7,1 тераватт-часов. Этот объем энергии примерно равен тому, что был израсходован всеми латвийскими потребителями в прошлом году.

Требования директивы должны были быть воплощены в законодательстве к 5 июня этого года, но уже в марте Министерство экономики осознало, что это невозможно. Составление необходимых законов было необычайно трудоемким, необходимо было создать систему отчетности и, что самое главное, достижение такой экономии стоит недешево. Объем инвестиций за семь лет может составить 300-400 миллионов евро.

Министр экономики и инфраструктуры Урве Пало направила в июне в правительство правдивое письмо: мы сделаем все для того, чтобы негативное воздействие директивы на государственный бюджет и административные издержки были как можно меньше.

Главный специалист службы экономии энергии Минис­терства экономики Урмас Раудсаар заявил, что, согласно действующему ныне плану, Эстония принимает на себя лишь обязательную часть директивы. Во-вторых, меры по экономии энергии постараются реализовать, не обременяя предприятия и задействуя средства из Европейских структурных фондов, а не из госбюджета.

Маркировка высокого класса

Один из важнейших пунктов директивы заключается в том, что ответственность за экономию энергии конечным потребителем следует возложить на поставщиков и предприятия распределительной сети. Так действуют 16 из 28 стран альянса.

При реализации этого принципа в Эстонии предприятия Fortum или Elektrilevi должны были бы оптимизировать свои сети, следить за потребителями, давать им рекомендации по экономии и предлагать более выгодные пакеты.  

Для Эстонии этот вариант не подходит, поскольку у нас за экономию энергии отвечает фонд Kredex.

«Принципиальное решение состоит в том, что шаги для экономии энергии с помощью различных схем поддержки, налогов и акцизов в основном осуществляет государство», – поясняет начальник стратегического планирования отдела энергетики Министерства экономики Мадис Лаанисте.

240 миллионов евро для финансирования мер экономии энергии должны поступить из структурных фондов энергетической сферы Евросоюза и еще 100 миллионов – из создаваемого Министерством окружающей среды фонда повышения энергетической эффективности предприятий.

 Ежегодно нагрузка на госбюджет в связи с этим доходила бы до отметки в 30 миллионов евро. Несмотря на это, в 2017 году экономить энергию государству будет проблематично, так как обязательства станут непомерными.

«Нет полной уверенности в том, образуется ли к концу периода дефицит или нет. Может случиться, что с помощью таких государственных мер, как политика акцизов, удастся достичь цели», – предполагает Раудсаар. В противном случае закон оставляет правительству возможность переложить бремя экономии на плечи энергетических предприятий.  

Но как будет осуществляться энергетическая маркировка? В основу этого будет заложен разрабатываемый Минис­терством экономики закон об организации энергетического хозяйства, который должен поступить в Рийгикогу в начале 2015 года.

Например, закон изменит требования к госзаказам пуб­личных учреждений.  47 государственных учреждений в будущем смогут приобретать или арендовать только здания с энергетической эффективностью не ниже, чем класса D.

Директива вводит ограничения даже в оформлении интерьера учреждений, в этой области правила охватывают 20 групп различной продукции.

«В условиях госзаказа должен фигурировать самый высокий класс экономии энергии продукции, которая есть на рынке, – отметил Раудсаар. – Да, можно предположить, что стоимость покупок возрастет, но расходы на эксплуатацию за счет экономии энергии окажутся меньше».

Аналогичное правило распространяется и на услуги, приобретаемые госучреждениями, которые должны быть оказаны с помощью энерго­сберегающего оборудования. Кроме того, Эстонии следует ежегодно обеспечивать экономию энергии в пределах трех процентов от общей площади госучреждений, что означает необходимость осуществлять реновацию примерно десяти госучреждений в год.

Согласно расчетам,  сопутствующие расходы  составят около 20 миллионов евро в год.  

Предприниматели также не останутся в стороне. На 250-300 крупных предприятий, имеющих не менее 250 сотрудников и годовой оборот от 50 миллионов евро, возложат обязанность каждые четыре года проводить энергетический аудит.

«Очень многие предприятия не знают, что происходит у них с энергопотреблением. Смысл аудита в том, чтобы дать рекомендации, что предпринять и сколько это будет стоить», – делится информацией Раудсаар.

Вопрос о штрафе еще открыт

Предприятия, поставляющие энергию, должны будут проанализировать целесообразность установки конечным потребителям автоматичес­ких счетчиков на отопление и горячую воду. Если анализ подтвердит эффективность затрат, оборудование придется установить. Значительную часть экономии энергии следует обеспечивать за счет реновационных работ. «Для того, чтобы подогнать цифры, мы могли бы начать раздавать телевизоры с энергетической маркировкой А++, но мы не станем этого делать. Утепление зданий является в Эстонии лучшим способом, альтернативы этому нет», – подчеркнул Раудсаар.

Эксперт по энергетике и экономической экологии Фонда развития Лембит Вали считает, что тактика, выбранная сейчас Министерством экономики, верная. Но в долгосрочной перспективе Эстонии следует подумать, что будет, когда иссякнут средства из структурных фондов Евросоюза.

В Фонде развития завершается работа над программой развития энергетического хозяйства до 2030 года. Например, в ней предлагаются три сценария реновации зданий с различным объемом расходов, между которыми в нояб­ре правительству и предстоит сделать выбор.

«Самое разумное было бы по максимуму сделать ставку на реновацию зданий, поскольку это наиболее рентабельно, – считает Вали. – Но, скажем честно, кошелек у государства тощий. Скорей будет реализован промежуточный сценарий, при котором государство немного увеличит свой вклад и выполнит больше требований, чем предписано директивой».

По словам эксперта, для квартирных товариществ это может означать более значительные суммы субсидий от Kredex и более низкую ставку собственной ответственности.

В настоящее время о переходе к исполнению директивы об экономии энергии сообщили три страны. Назначит ли Европейская комиссия опоздавшим какой-либо штраф и какой именно, пока неясно.

Комментарии
Copy
Наверх