Женская и мужская работа — оправдано ли подобное разделение? Лийна Ярвисте,
аналитик отдела информации и анализа социальной политики Министерства социальных дел
Осведомленность жителей Эстонии в вопросах гендерного равенства улучшилась, нам еще предстоит длинный путь к осознанию того, что отец и мать являются равноценными членами семьи, а женщина и мужчина — равноценными работниками, пишет Лийна Ярвисте.
Гендерное неравенство
В последние несколько недель много говорилось о том, что у женщин в Эстонии зарплата ниже, чем у мужчин, причем намного ниже.
К сожалению, значительно реже обсуждается главная причина столь значительной разницы в зарплате — по сравнению с другими европейскими странами в Эстонии на рынке труда наблюдается самое сильное гендерное неравенство, что приводит, кроме различия в оплате, и к другим нежелательным последствиям, например, к тому, что женщины в Эстонии беднее мужчин, а у мужчин слишком короткая ожидаемая продолжительность жизни.
Что вообще означает разделенный по половому признаку рынок труда? Если коротко, это значит, что эстоноземельцы привыкли делить профессии на женские и мужские, и соответствующее отношение стойко сохраняется. В результате получается, например, что 98% секретарей и учителей начальных школ — женщины, в то время как 97% водителей транспортных средств и 99% слесарей — мужчины. Должностей, на которых работают более 90% лиц одного пола, в Эстонии очень много.
Однако большая разница в зарплате, о которой так много говорят, определяется, прежде всего, тем, что женщины преобладают на низкооплачиваемых должностях, а мужчины — на высокооплачиваемых. Без сомнения, причина еще и в том, что хотя среди специалистов высшего звена женщины составляют примерно 3/4, среди руководящих работников, высших чиновников и законодателей по-прежнему доминируют мужчины.
Чисто женская проблема?
Согласно результатам недавно проведенного исследования «Мониторинг равноправия полов 2009», за последние пять лет осведомленность людей в Эстонии по вопросам гендерного равенства улучшилась, однако взгляды и позиции наших людей не выдерживают сравнения даже с соседней Финляндией.
Как и следовало ожидать, проблемы в вопросах равноправия острее ощущаются женщинами, так как эти проблемы оказывают на них большее влияние. В то же время нельзя считать, что эта тема затрагивает только женщин, так как гендерное неравноправие на рынке труда отражается и на мужчинах, и на жизни семьи.
Одинаково близка для обоих полов, к примеру, проблема ограничения выбора — многим людям приходится отказываться от работы, которая им нравится, потому что их выбор вызовет осуждение общества или работодатель не желает нанимать их исключительно в силу половой принадлежности.
На мужчин влияет также то обстоятельство, что их рабочий день, как правило, длится дольше — работодатель ожидает от работников-мужчин больше, поскольку семья и связанные с ней обязанности в Эстонии, к сожалению, относятся, по мнению многих, к числу женских.
Вот мужчины и работают сверхурочно, переносят больше стрессов на работе и имеют, к сожалению, меньше свободного времени, чтобы проводить его с детьми и близкими. Это один из важных факторов, влияющих на мужчин, на их поведение и здоровье. В результате в Эстонии ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 11 лет короче, чем у женщин.
Несмотря на то, что на законодательном уровне государство в последнее время довольно много сделало, чтобы уменьшить неравенство полов на рынке труда, устоявшиеся взгляды слишком живучи и поддерживают сложившуюся ситуацию.
Устаревшие установки
Среднестатистический житель Эстонии, к сожалению, привык к такому положению дел и не считает подобное неравенство проблемой, которая может приносить вред обеим сторонам. Около половины жителей Эстонии, согласно вышеупомянутому исследованию, считают, что у мужчин больше возможностей, касающихся работы, чем у женщин. При этом многие, к сожалению, оценивают такое положение как правильное.
Например, более трети мужчин и женщин считают, что мужчины по своей природе являются лучшими руководителями. Также широко распространено убеждение, что зарплата мужчин должна быть выше, чем у женщин. И это несмотря на то, что женщины в Эстонии, в большинстве своем тоже работают и поддерживают своим заработком семейный бюджет.
Гендерное неравенство на работе и в обществе подкрепляется, к сожалению, неравенством в семейной жизни эстоноземельцев: если у мужчины, когда он приходит домой, рабочий день, как правило, заканчивается, то у женщины обычно начинается вторая смена — работа по дому.
Согласно сложившемуся укладу жизни большинства эстонских семей, повседневная домашняя работа — приготовление пищи, уборка, сопровождение детей в школу и в детский сад, содержание в порядке белья и одежды и т. д. — входит, преимущественно, в обязанности женщины.
Обязанности мужчин связаны прежде всего с ремонтом дома и автомобиля. Но эти дела отнюдь не являются повседневными, к тому же во многих случаях за отдельную плату нанимается человек, который может выполнить их быстрее и лучше. В таком же духе, к сожалению, эстоноземельцы воспитывают своих детей — в воспитании мальчиков важными считаются навыки обращения с техникой, а девочек учат приготовлению пищи, уборке и уходу за собой.
Путь предстоит длинный
Однако одной важной вещи последний экономический кризис нас все же научил — независимо от пола ребенка важно дать ему знания и навыки обращения с деньгами. Обучение правилам поведения считается также более или менее одинаково важным для детей обоего пола.
В заключение можно сказать, что хотя Эстония семимильными шагами приближается к пониманию того, что отец и мать являются равноценными членами семьи, а женщина и мужчина — равноценными работниками, нам еще предстоит длинный путь: например, наш северный сосед, Финляндия, по показателям равенства полов находится на 2-м месте в мире, а Эстония — на 37-м.